Илон Маск и его потемкинская хайтек-деревня

| Обновлено: 577 0

Всё больше экспертов прямо называют основателя «Tesla» аферистом и сравнивают с Остапом Бендером. Компания по производству электромобилей квартал за кварталом бьёт рекорды по убыточности. Огромные государственные дотации и льготы положение не спасают. Зато мощный пиар позволяет привлекать всё новые инвестиции. С проектами колонизации Марса и реформы мировой энергетики дела обстоят не лучше.

Илон Маск и его потемкинская хайтек-деревня

Фото: tribe-tech.com

Перейти в ДзенСледите за нашими новостями
в удобном формате

Илон Маск грозится изменить мир. Его проекты поражают своей грандиозностью: глобальное мировое метро, колонизация Марса, полностью экологически чистый транспорт и торжество возобновляемой энергетики. Компании Маска уже строят космические корабли, выпускают солнечные батареи и электромобили. Глянцевые журналы превозносят гений и инициативу предпринимателя. Но на поверку большинство его успехов оказываются тщательно разрекламированными пустышками. 

На днях стало известно, что продажи новеньких автомобилей «Тесла» в Гонконге практически свелись к нулю. Почему это важно? Ещё в первом квартале текущего года жители Гонконга купили почти четыре тысячи автомобилей. Но, как сообщает «The Wall Street Journal», за последующие два месяца компании удалось продать всего пять машин. Более того, в апреле покупателей не было совсем. Так что же случилось? Местное правительство с 1 апреля отменило льготы на электромобили. В результате стоимость «Теслы» выросла в два раза. В Гонконге очень любят экологию, но не по таким ценам. 

Фото: thackerspeed.com

Примерно также обстоят дела и в Дании. В 2015 году производители электрокаров не платили налог на импорт. Продажи автомобилей «Тесла» в результате составили около трёх тысяч единиц. А в следующем году – только 176. В первом квартале текущего года жители помешанной на экологии северной страны покупать «Теслы» практически перестали.

Впрочем, в соседней Швеции дела пока идут неплохо, как и в США. Только картина становится яснее ясного – честный рынок разорит детище Илона Маска за считанные месяцы. Компания существует только за счёт гигантских субсидий и льгот в странах, где тема экологии особенно популярна. Но так ли полезны автомобили «Тесла» для экологии?

Фото: Teslareporter.com

Во время избирательной компании в США Маск невероятно активно агитировал против Дональда Трампа. Дело в том, что новый американский президент не верит в глобальное потепление. Ещё будучи кандидатом, он явно производил впечатление человека, который может отменить экологические льготы и дотации. Однако пока резиновая экономика бешеного печатного станка позволяет американскому правительству щедро оплачивать любые авантюры. Так что в заведомо непопулярных мерах у Трампа нет никакой потребности. Он не только не стал обижать популярного предпринимателя, но даже позвал его к себе в советники по экономике.

Фото: Swiatoze.pl

Проблема в том, что не все в мире настолько богаты и могут позволить себе не считать деньги. Развитые государства готовы платить за чистый воздух. Но эксперты всё чаще ставят под сомнение, что «Теслы» помогают в борьбе с парниковым эффектом. Да, они не жгут бензин. Но батарейки тоже нужно где-то подзаряжать. Тепловым электростанциям приходится сжигать больше угля. Выхлоп остаётся, причём он вряд ли существенно меньше. Просто воздух загрязняют не выхлопные трубы, а трубы ТЭС. Так что пример Дании и Гонконга вполне может стать заразительным. Ведь фантазии бизнесмена о зеленой энергетике пока остаются лишь на бумаге.

Фото: Auto-zer.com

При этом на фондовом рынке складывается парадоксальная ситуация, которую на примере сравнения с «General Motors» недавно наглядно продемонстрировал израильский политический эксперт Соломон Манн. По итогам прошлого года «Tesla» вышла на первое место в мире по капитализации среди автопроизводителей. То есть, на рынке компания стоит дороже «GM». При этом у Теслы 18 тысяч рабочих, а у GM – 215 тысяч, «Tesla» продала в 2016 году 100 тысяч машин, а «GM» – более 3 млн только в пределах США, стоимость активов, то есть заводов и другой собственности, у «Tesla» Манн оценил в 4,3 миллиарда долларов, в то время как у «GM» тот же показатель составил 44 миллиарда.

«Как Илон Маск будет решать проблемы перераздутого «пузыря» своей фирмы – пока сложно предполагать. Будем надеяться, что его гениальность позволит сдуть пузырь без нового биржевого кризиса дот-комов», – резюмировал эксперт.

Соломон Манн

Фото: Sobitiya.mirtesen.ru

Капитализация отражает технологичный и экологичный имидж компании. Пока инвесторы готовы дорого платить за акции. Как когда-то в России все охотно покупали ценные бумаги «МММ», потому что их рекламировал симпатичный парень Лёня Голубков. При этом несмотря на огромный уровень господдержки, «Tesla» стабильно работает в минус, то есть тратит намного больше, чем зарабатывает. В первом квартале 2017 года убыток потянул на 400 миллионов долларов, на 100 миллионов больше, чем год назад. Но при нынешнем размере капитализации Маск может привлекать новые инвестиции за счёт допэмиссии акций, несмотря на рекордные убытки. Вопрос в том, когда этот мыльный пузырь лопнет. И будут ли тратить на его спасение те же ресурсы, что в разгар кризиса 2008-2009 года были выделены из американского бюджета на ту же «GM».

А тем временем Маск продолжает обманывать ожидания фанатов, которые сделали уже 400 тысяч предзаказов на новенькую «Тесла 3». Каждый обошёлся, между прочим, в тысячу долларов. Предполагалось, что в июле покупатели понемногу начнут разбирать свои дорогие электрокары, но на самом деле ключи получат только 30 человек. Остальным опять придётся подождать.

Фото: Express-k.kz

Но ведь Маск всё равно выпускает востребованный продукт по последнему слову техники? Пусть дорого и не особенно экологично, зато модно – с блэкджеком и автопилотом. Однако руководитель учебного центра Advanced Training Руслан Карманов оспаривает и это утверждение. Так, к примеру, по его словам, автопилот «Теслы» пока оставляет желать много лучшего и нередко становится причиной аварий, а в качестве батареек в электрокарах используются китайские элементы 18650, «на которых бегает весь китайский электротранспорт – от скутеров до автобусов». В китайском Шеньчжене разработан и контроллер батарейного блока. 

«Моторы для Теслы также делаются в Китае – отдельно ротор, отдельно статор, Тесла просто ставит на них свой лейбл, осуществляя крупноузловую сборку. Это «сложное» действие выгодно – оно позволяет «честно» поставить местом производства США, и ввозить моторы по тарифам для комплектующих, а не для готовых изделий (другие пошлины)», – добавляет Карманов.

Фото: Olligator.ru

Не менее иронично эксперты относятся и к другому проекту «Tesla». Маск решил навсегда изменить лицо мировой энергетики объявив о продажах аккумуляторов отдельно от автомобилей. Причем еще до того, как в США построили мегазавод по производству батарей.

«Все расчеты показывают, что окупаемость при нормальных ценах на электричество, скажем, при разнице утреннего электричества и ночного, она такая, что эта батарейка окупится за лет 25-30. А при этом количество циклов заряда-разряда у этих батареек всего лет на 5», – отмечает специалист в области искусственного интеллекта и управления проектами Игорь Ашманов.

Успехи же «SpaceX» в освоении космоса пока целиком и полностью зависят от NASA. Именно оттуда поступают заказы и деньги, при этом компания использует технологии, которые создавались поколениями ученых. Идея пилотируемых грузовых кораблей остается весьма популярной, но проблема в том, что пока они не всегда удачно приземляются. Так что откладывать раз за разом приходится не только колонизацию космоса, но и выполнение более насущных потребностей американской космической программы, вроде вывода на орбиту спутников и транспортировки грузов к МКС.

Фото: Chernigov-grad.in.ua

Всего компании Маска «SpaceX», «Tesla» и «SolarCity» с момента своего основания получили в виде госдотаций более пяти миллиардов долларов. Это и льготы, и госзаказы. А предприниматель лучше чем кто-либо понимает роль шоу в своих успехах. И делает всё, чтобы о нем не успевали забывать, а шоу продолжалось. Как только в интернете начинают слишком активно обсуждать очередные неудачи «Tesla» или «SpaceX», Маск балует публику каким-нибудь злободневным футурологическим парадоксом. 

Например, в прошлом году он заявил о том, что есть лишь один миллиардный шанс, что все мы живем не в мире компьютерной симуляции. А на днях предрек глобальную демографическую катастрофу из-за сокращения рождаемости. Ещё одна яркая фраза как нельзя лучше иллюстрирует философию бизнесмена:

«У NASA есть дурацкий принцип, согласно которому ошибки недопустимы. В моей компании неудача возможна. Если что-то не разваливается, значит, вы недостаточно хорошо изобретаете».

Александр Саблин



Последние новости

11:26
11:11
11:07
10:55
10:43
10:35

Сейчас читают


Новости СМИ2


Новости партнеров