Раздел Украины

26.04.2015

В Польше начали считать, какую недвижимость надо на Украине забрать, чтобы вернуть ее прежним владельцам.
Там уже учреждена организация для возврата польского имущества на Украине — «Реституция Кресов». Конечно, закона о реституции на Украине еще нет. Соглашение с ЕС к этому не обязывает. Но ведь Порошенко мечтает попасть в ЕС, и вот тогда. Через реституцию прошла почти вся восточная Европа. В Латвии и Эстонии и сегодня тысячи людей с содроганием вспоминают, как на пороге их домов вырастали прежние хозяева. В зоне риска для Украины — ее западная часть, та, что в советское время отошла Украине именно за счет Польши. И претензии соседей, получается, вполне справедливы: вы же не признаете советскую историю? Так отдавайте. Дома, хутора, замки, картины. Как уже шутят в интернете: «С чего начнём реституцию? Ну, давайте с чего-то простого, с границы, например. Слово нашему специальному корреспонденту Дмитрию ПИЩУХИНУ.

У руководителя организации «Реституция Кресов» Конрада Ренкаса с Украиной личные счеты. Прабабушка его жены чудом избежала «волынской резни». В 1940 году в деревню, где она жила, вошли бандеровцы, сожгли дома, а большинство сельчан убили. От расправы женщине пришлось скрываться в Польше. После войны ее родственники получили свидетельство, подтверждающее, что на Западной Украине у их семьи остался родовой дом с участком.

Конрад Ренкас, руководитель организации «Реституция Кресов»: «Это прабабушка моей жены. Мы даже знаем, где точно находится этот дом, там сейчас располагается школа. Школу мы, конечно, у украинских детей отбирать не будем, но это был прекрасный особняк, за который мы бы хотели получить компенсацию».

Судя по количеству судебных исков, поляки настроены весьма решительно. Больше ста тысяч граждан готовы доказать, что являются наследниками людей, которые владели имуществом на территории Западной Украины. Дома, квартиры, земли, особняки, гостиницы и даже церкви и крупные предприятия – всё это может и должно вернуться к прежним хозяевам.

Конрад Ренкас, руководитель организации «Реституция Кресов»: «Мы живём в такое время, когда украинцы хотят жить в Европе, в которой, как известно, главную роль играют документы, законы и деньги. Так как немцы или евреи предъявляют свои права на имущество в Польше, Чехии, в других странах, так и мы будем требовать возврата или компенсаций за наше имущество на Украине. Есть такая польская поговорка: давайте любить друг друга по-братски, но расчёты вести по-еврейски».

Принятие закона о реституции, или возврате собственности – обязательное условие для всех стран, подписавших договор о вступлении или ассоциации с Евросоюзом. Теперь становится понятно, – говорят некоторые аналитики - почему руководство Польши и Прибалтики так настойчиво поддерживало европейские амбиции Незалежной. Бывший президент Польши Александр Квасьневский так вообще за последний год приезжал туда двадцать шесть раз!!! Если «Украина - це Европа», то ей придется полностью подчиняться международным законам. А значит, все, кто скакал на Майдане, требуя отмены виз и дешевых кружевных трусиков, сами проскакали свои дома и земли во Львове, Ивано-Франковске и Тернополе.   

Конрад Ренкас, руководитель организации «Реституция Кресов»: «Последний раз подсчеты проводились десять лет назад. Уже тогда стоимость польского имущества только в довоенных границах Польши составляет около 5 миллиардов долларов по тогдашним расчётам. Сегодня эта сумма может быть ещё больше».

Процесс, которого, судя по всему, не избежать Украине, уже имел печальные последствия в других странах. В 90-х через реституцию прошла Венгрия, Словакия, Германия и вся Прибалтика. В Латвии, например, по итогам судебных процессов своих квартир лишилось более 110 тысяч человек.

Почти весь центр Риги застроен старинными латышскими домами. Когда распался Советский союз, то моментально объявились потомки бывших домовладельцев. Представьте, в один прекрасный день вам стучат в дверь с требованием собрать вещи и выметаться на улицу. Выселение из квартир для большинства оказалось настоящей трагедией. Впрочем, многим новым владельцам жилье оказалось без надобности. Вот и стоят в центре Риги заброшенные здания, одним своим видом напоминая о болезненной реституции. Реституцию Латвия пережила болезненнее всех. Законодательство этой страны  разрешало возврат имущества наследникам вне зависимости от их места жительства и гражданства. В итоге на недвижимость, предприятия и земли в Латвии претендовали граждане Америки, Канады, Израиля и других стран.

Наталья Ёлкина, сопредседатель латвийского комитета по правам человека: «Подавались заявления в суд, и эти судебные процессы шли очень быстро. Они шли на протяжении 15 минут, принималось решение о выселении людей на улицу без предоставления жилья».

От реституции не спасал ни статус, ни звание, ни положение в обществе. Знаменитая латвийская актриса Вия Артмане встретила старость на даче у своих друзей, после того, как прежний хозяин выставил ее из квартиры в центре Риги. Лайма Вайкуле всегда мечтала о собственном доме в Юрмале, но стоило ей закончить в старинном особняке ремонт, как на следующий день из Швейцарии прилетел законный владелец недвижимости и указал певице на дверь.

Владимир Линдерман, организатор движения в поддержку русского языка в Латвии: «Украину ждет та же участь, только помноженная на сто, потому что в Латвии есть традиции правового решения вопросов. Есть юристы, навыки. Украина, она же по сути последняя советская республика, которая не вышла из 90-х годов. Это приведет к колоссальному числу конфликтов».

Те же, кому хватило сил бороться с внезапно нагрянувшими собственниками, до сих пор живут на осадном положении. В квартире Карла Занделиса нет отопления, горячей воды, перебои с электричеством – домовладелец  делает все, чтобы выставить семью на улицу. Карл не может продать или обменять свое жилье, прописать в квартире родственников, даже вбить в стену гвоздь нельзя без согласия хозяина. 

Талывалдис Занделис: «Мы хотели подписать с хозяином новый договор аренды. Нам предложили заключить его на один год. Домовладелец выставил грабительскую арендную плату – почти три евро за квадратный метр, когда все платили по 26 центов. Разумеется,  поставленные условия нас не устраивали. Но когда мы пришли к собственнику договариваться, он сказал нам, что с бомжами дел не имеет –  не хотите платить, выметайтесь вон!».

По какому сценарию пойдет передел собственности в стране, где даже не могут договориться  со своими собственными гражданами, страшно представить. Полякам принадлежали лучшие земли на Западной Украине. В руках помещиков сосредоточилась почти половина пахотной земли в Киевской и Черниговской губерниях. Огромные территории были в собственности у  крупных производителей сахара. Французские и английские банки контролировали угольную промышленность Донбасса. А если удовлетворят требования потомков князя Рюрика, то им отойдет Киево-Печорская Лавра, Золотые Ворота и Софийский собор.

Надежда Емельянова, член русской политической партии «Заря»: «Я не уверена, что Украина, которая находится в преддефолтном состоянии, что они примут пакет законов, защищающих права людей».

Владимир Жириновский, руководитель фракции ЛДПР в Госдуме РФ: «Вот реституция, она как раз и приведет к плачевному концу».

По мнению лидера ЛДПР, если Украина продолжит сближаться с Европой, то вновь перестанет существовать как самостоятельное государство. У Владимира Жириновского в Незалежной также есть небольшое и пока что призрачное наследство. До революции его дед владел мебельной фабрикой в городе Костополь Ровенской области. Если Украина семимильными шагами пойдет в Европу, то хочешь, не хочешь, ей придется вернуть и этот завод законному наследнику.

Владимир Жириновский, руководитель фракции ЛДПР в Госдуме РФ: «Оформил права наследства и требую от украинского правительства вернуть фабрику мне и доходы от этой фабрики».

Свои претензии к Украине есть у граждан Румынии, Венгрии, Словакии. Огромные богатства когда-то были экспроприированы у еврейской общины: она теперь претендует на возврат двух тысяч объектов. Нажиться на украинской реституции надеются и литовцы, входившие некогда в состав объединенного государства - Речи Посполитой. Тем временем, для Польши передел Украины, похоже, вопрос уже решенный. На этой неделе в одном из правительственных буклетов напечатали карту Европы, где Незалежная изображена разделенной на две части: западную и восточную. Геополитическую ошибку якобы допустило дизайнерское агентство. И, конечно, не по злому умыслу. 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ