Осторожно: дети!

11.12.2016

Неделю назад, в прошлое воскресенье, в страшной аварии на трассе Ханты-Мансийск - Тюмень погибли дети. Ужасная трагедия. Не только для югорчан - для всей страны. Наши искренние слова сострадания всем, городу Нефтеюганску. Желаем сил - родным. Пострадавшим - выкарабкаться, победить и снова встать на ноги.

Что стало причиной катастрофы - нелепая, трагическая случайность или цепь преступных ошибок и бездушие взрослых? Следствие уже идет. Есть задержанные и подозреваемые. И сегодня мы хотим понять, почему это происходит с нашими детьми - на озерах,  в летних лагерях, на дорогах?

Наш специальный корреспондент всю эту скорбную неделю провел в Югре. Но, прежде, чем передать ему слово, я хочу задать себе и вам несколько простых вопросов. Да, каждая подобная трагедия приводит к шквалу проверок и новым поправкам в законы. Законов у нас - уже на всех случаи жизни. Но почему они не спасают жизни? Они вообще выполнимы?

Кто решил, что машина ДПС с мигалкой будет положена только колонне из трех автобусов с детьми - а два автобуса уже вроде как и не дети? Что делать, если нет денег арендовать новый автобус? Что делать, если едут дети не от большой школы, а, например, от маленького драмкружка - в райцентр, в театр - ведь родители и учителя головы сломают, где найти перевозчика подешевле. Кстати, еще есть простой вопрос, на который мне всю неделю никто не дал прямого ответа: а сопровождение машин ДПС - бесплатное?

Выводы после такой трагедии нужны. Но я опасаюсь, что сейчас снова сделают то, что проще - просто запретят детям куда-то ездить. Запрут всех по домам - так ведь спокойнее. А они должны путешествовать! На экскурсии, в походы, на соревнования и гастроли, в музеи. Но кто им поможет? Перестраховаться легко - помочь трудно.

Впрочем, это уже разговор на будущее. Сегодня - горе не спрятать. Слово Олегу КУЗЬМИЧЕВУ.

От этих кадров разрывается сердце. Родители хоронят своих детей. Цепочка мелких, но таких важных обстоятельств, которые взрослые пропустили или не заметили... И случилась трагедия.

Андрей Белоконь, житель Нефтеюганска: «Вы видите, все стоят, все как один. Все хотят попрощаться с нашими детками...»

Ольга Хомик, житель Нефтеюганска: «У нас город маленький, все-равно все друг друга знают и всех коснулось жителей нашего города. Невозможно без боли пережить эти дни».

И даже, когда гражданская панихида уже должна была закончиться, люди все шли и шли. Не сдерживая слез, несли цветы и игрушки, которым уже не хватало места. Это все, что осталось от автобуса, в котором дети возвращались с соревнований. Возвращались медалистами. Мысленно многие уже готовились к первенству России, видели себя победителями, но всё оборвалось в один миг. Трасса, на которой случилась авария, имеет только по одной полосе в каждую сторону и славится своими сложными условиями. На ней всегда полно фур, от которых, особенно в морозы, поднимаются большие столбы дыма и снежной пыли. И в таких условиях приходится либо обгонять вслепую, либо тащиться за фурой около 30 километров в час, вот как сейчас. А когда идет снег — видимость сокращается до каких-то 5-10 метров. Как было и тем вечером. В 16:00 в этих местах уже кромешная тьма. Старенький автобус со спортсменами задел по касательной встречную фуру, перевозившую технику. Машину с детьми развернуло поперек дороги и вынесло под вторую фуру. От удара автобус  разорвало на две части. Сразу после аварии, где погибли 12 человек, и еще несколько - попали в реанимацию — были задержаны водители — автобуса и фуры, а также директор спортшколы и владелец компании — тот самый, что в качестве спонсорской помощи выделил автобус детям. И именно к состоянию транспорта сейчас большие вопросы.

Татьяна Моховикова, уполномоченный по правам ребенка в Ханты-Мансийском Автономном Округе: «Техническое состояние оставило желать лучшего, конечно. То, в котором был автобус. Он никак не был приспособлен для перевозки группы детей».

В контексте

07.10.2018

О погоне перевозчиков за прибылью, цена которой жизни людей

Родители, чьи дети, так же как и погибшие, - воспитанники клуба «Сибиряк», задают властям один простой вопрос: почему автобус с детьми ехал по трассе один? Где было сопровождение ГИДББ? Ведь расстояние неблизкое - 240 километров.

Елена Печенкина, мама воспитанника ДСЮШОР: «Договориться с ГИБДД это вообще невозможно! Это такая бюрократия! Я сейчас не буду утверждать, но это, к тому же, услуга и платная».

Но в этот раз в ГИБДД даже и не пытались сообщить о предстоящей поездке. И после трагедии ни один взрослый не взял на себя за нее ответственность. А ведь вопросы можно задавать абсолютно всем — от водителя до администрации города, чей спорткомитет отвечает за подобные поездки.

Сергей Дегтярев, мэр Нефтеюганска: «Неправильно говорите, что самостоятельно. Было выделено бюджетирование на проведение и участие в этих соревнованиях».

Либо мэр не в курсе, либо кто еще... На самом деле шофера попросили перевезти детей «по дружбе» и якобы бесплатно. Нашей съемочной группе удалось поговорить с водителем автобуса, сейчас он главный предполагаемый виновник аварии. По словам Марата Зайнуллина, в аварии виноват негабарит, за который его автобус и зацепился.

Марат Зайнуллин, водитель автобуса: «Он ехал практически по средней полосе. Я уходил вправо, сколько мог, я не мог дальше на обочину уходить с детьми. Кабину прошел, но я же не знал, что у него там дальше еще трактор или что там у него торчит».

И ведь в ночи негабаритная фура тоже должна была идти в сопровождении. Но нефтяники, а судя по тягачу в прицепе, который именно они используют для прокладки зимников, часто пренебрегают правилом.

Сергей Дубовец, заместитель генерального директора ГП «Северавтодор»: «Есть отметочка такая - особые условия - там написано - движение в светлое время суток. В тёмное - с сопровождением. То есть люди ехали, зная, что их застанет ночь, и просто не исполняют выданное разрешение».

Этот уснул за рулем, а этот водитель врезался в фуру. Десятки детей гибнут на дорогах по пути на соревнования, фестивали и экскурсии. После очередной трагедии и так довольно суровые правила перевозки детей с нового года в России собираются ужесточить. К примеру, автобусы должны быть не старше 10 лет. И этот пункт уже вызвал недовольство в регионах. Здесь таких машин едва наберется четверть от всего автопарка.

Павел Покровский, заместитель председателя Общественной палаты Самарской области: «Мы совершенно очевидно попадаем в ту ситуацию, когда наши дети, когда наши школьники, когда представитель спортивных детских клубов не смогут категорически никуда выезжать. И, соответственно, наша культурная, наша познавательная жизнь у школяров, конечно, на этом очень серьезно сократится».

В Югре, наоборот, сейчас предлагают изменить пункт о сопровождении детей. И выделять машину ГИБДД каждый раз, когда дети выезжают за пределы города, даже если это один автобус. По нынешним правилам, патрульную машину обязаны предоставить, только если их больше двух.

Дмитрий Ярошенко, заслуженный мастер спорта РФ, заместитель начальника управления компании-организатора спортивных и культурно-массовых событий в ХМАО: «Если бы ехал ребенок ГИБДД начальника, наверняка бы сделали сопровождение. А тут три машины - нет, мы не можем вас сопроводить».

Пятикратный чемпион мира по биатлону Дмитрий Ярошенко был как раз организатором тех соревнований, которые завершились трагедией для детей из Нефтеюганска. Спортсмен считает, что вместе со справкой о здоровье - без нее не допустят к состязаниям - автоматически должна предоставляться заявка в ГИБДД о безопасной транспортировке участников.

Дмитрий Ярошенко, заслуженный мастер спорта РФ, заместитель начальника управления компании-организатора спортивных и культурно-массовых событий в ХМАО: «Одна может она и не большая инициатива, но внести в положения о соревнованиях и такой пункт несложно сделать. Такой пункт - предоставление копии заявки в ГИБДД».

Про роль ГИБДД в аварии под Ханты-Мансийском так часто говорят не зря. Именно машина сопровождения прикрывает собой, к примеру, от вылетевшего на встречку автомобиля. В Югре об этом должны помнить. Год назад в Нижневартовске был подобный случай. Есть примеры и из Хакасии, и из Омска, где инспектор подставил машину под легковушку, которая летела в колонну автобусов.

Леонид Гольский, инспектор дорожно-патрульной службы Управления ГИБДД УМВД РФ по Омской области: «Я считаю, что я поступил правильно. Самое главное результат, мы сохранили здоровье и жизнь детей. А каким образом. Ну, подставили патрульный автомобиль. Всего лишь железо».

Не хватает, считают эксперты, и единой структуры, у которой была бы только одна задача - уменьшать количество ДТП в целом. Как есть такие организации, к примеру, в Скандинавии.

Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России: «А кто ответит за то, что погибли люди? Кроме конкретного водителя, который нарушил правила. Кто-то еще за это ответит или нет? Выясняется, что никто и ни за что не отвечает. Как будто, так сказать, этим некому заниматься. И, действительно, некому. У нас 7 ведомств занимается безопасностью дорожного движения, а у семи нянек, как известно…»

Но опасаются сейчас и родители, и детские организации не новых суровых законов, а равнодушия тех чиновников, от которых зависит их исполнение. Ведь именно пренебрежение безопасностью детей взрослыми стоило жизни и 30 подросткам при пожаре в Махачкалинском интернате для глухонемых детей. Или 14 карельским детям, утонувшим этим летом в Сямозере. Этот список можно продолжить... Сейчас звучат инициативы никуда не ездить вовсе - тогда дескать ничего и не случится. При такой позиции дети просто окажутся заперты в своих клубах. Вот и Нефтеюганскую спортшколу «Сибиряк», которая потеряла в страшной аварии 10 спортсменов и двух тренеров - на днях просто решили закрыть, оставив остальных детей без своих секций. Ведь так гораздо безопаснее.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ