«Шашечки» или ехать?
15.04.2018
В этот вторник тысячи таксистов по всей стране объявили бойкот известным интернет-агрегаторам. Водители недовольны высокой комиссией. Люди стали больше работать, но меньше зарабатывать. А про безопасность вообще можно забыть. Сейчас в такси до 80% - это нелегалы-иностранцы.
С появлением виртуальных сервисов в отрасль пришли серьезные проблемы.
Каждый день мы слышим истории об избитых пассажирах, о том, как кому-то нахамили, а кого-то не туда отвезли. Хотя, казалось, всё будет наоборот. Мы решили поставить эксперимент.
Наш корреспондент Виктор ЧЕРНОГУЗ устроился на работу в такси.
Мы доверяем им самое дорогое - жизнь.
«Я не знаю, что на меня нашло, сразу хватаю ребенка».
А они звереют буквально на глазах.
«Перевернул и ударил головой об асфальт».
Мир отечественного такси как беспощадная гонка за прибылью. В которой главные проигравшие - пассажиры. К нему как обычно, никаких вопросов. Пока Алексей Евгеньевич у врача, его машину осматривают техники. Так это должно выглядеть в идеале. Проблема в том, что обязательные требования по безопасности соблюдают только крупные таксопарки.
Виктор Черногуз, корреспондент: «Где врач?»
Таксист: «Врач?»
Виктор Черногуз, корреспондент: «Ну да».
Таксист: «Вон там спросите».
С десяток такси на обочине - пересменка у одного из небольших перевозчиков. Ни врача, ни механика. Увидев камеру, водители спешат удалиться, оставшийся администратор ничего не скрывает.
Таксист: «Здесь осуществляется мойка автомобиля».
В спешке водители позабыли уже заполненные путевые листы. Печати, подписи врача и механика - к выезду водитель готов. На бумаге. Точно так же, закрывая на все глаза, водителей нанимают и на работу. Чтобы подключиться к системе заказов достаточно заполнить анкету. Предъявить права и оставить свои реквизиты. Прошло каких-то 15 минут и вот теперь я вполне официально зарегистрирован в системе. При этом никто так и не задал вопрос, есть у меня судимость или медицинская справка, разрешающая управление автомобилем. Все это оказалось неважно, так что теперь можно выходить на линию. Самым сложным оказалось разобраться с настройками мобильного приложения. Первый заказ появился почти мгновенно. На Полине мы заработали 87 рублей. Кажется, совсем неплохо за 9 минут поездки. В рекламе и вовсе обещают доход под 100 000 в месяц. На эту иллюзию легких денег ведутся многие.
Таксист: «Это неправда, то есть или это надо целыми сутками месяц подряд работать, я уж не знаю, сутки через сутки тысяч 50 выходит».
Павел раскрывает нам бухгалтерию этого бизнеса. Комиссия агрегатора - от 20-ти процентов, выплаты фирме-посреднику еще 5, плюс бензин, страховка - это если работать на своей машине. Аренда автомобиля у таксопарка стоит около 1500 рублей за смену. В итоге, чтобы отбить затраты таксисты жертвуют - сном, работая по 20-ть часов в сутки и наматывая по 400-500 километров за смену. На такие условия часто соглашаются те, кому больше некуда идти.
Виктор Черногуз, корреспондент: «На небрендировапнных машинах едят люди с правами других стран?
Таксист: «Да, встречаются такие».
Виктор Черногуз, корреспондент: «Таджикистан, Узбекистан и так далее?»
Таксист: «Да».
Среди водителей множество ранее судимых граждан. С такими кадрами не удивительно, что такие таксисты пополняют криминальную сводку каждый день.
Сергей Капитонов, официальный представитель главного следственного управления Следственного Комитета РФ по г. Санкт-Петербургу: «Злоумышленник совершил насильственные действия сексуального характера в отношении своей пассажирки. В настоящее время данному гражданину предъявлено обвинение».
А еще они воруют забытые в машине вещи, грабят или просто - бьют надоевших пассажиров наотмашь.
Ирина Характерова: «Он хватает меня за волосы, начинает таскать, бить кулаками по голове, прямо по голове, я пытаюсь вот так закрыть, он ладошкой бьет по щеке вот так сильно».
Все началось из - за спора по поводу 35-ти рублей переплаты. А закончилось безжалостным избиением. Работающие на износ водители в итоге срываются на пассажирах. Теперь Ирина надеется, что суд поможет ей восстановить справедливость. Но даже если кого и накажут, то только водителя. Вычеркнут из списка. Компании - разработчики мобильных приложений для такси хоть и ворочают миллиардами, но ни за что не отвечают. По закону они просто помогают водителя и пассажиру найти друг друга.
Андрей Попков, представитель профсоюза работников общественного транспорта: «На сегодняшний момент, они никак не регулируются, они нашли вот эту нишу, лоббировать свои интересы, у них серьезный финансовый ресурс на сегодняшний момент, они лоббируют везде».
Деньги на лоббирование, конечно, есть. По самым приблизительным подсчетам, крупная компания-агрегатор выполняет около 4 миллионов заказов в сутки. Даже при стоимости заказов в 100 рублей и тарифу в 20 процентов, выходит 80 миллионов за 24 часа. В год набегают - астрономические суммы. Эти безымянные рабы руля приносят своим хозяевам миллиарды. Ведь общий объем рынка такси оценивается в полтриллиона рублей. А три четверти заказов проходят именно через мобильных агрегаторов. Выручка которых удваивается фактически каждый год. Вот только на доходах водителей это не сказывается никак. В этот вторник в некоторых крупных городах России таксисты-любители решились на забастовку. После того, как узнали, один из крупнейших агрегаторов намерен увеличить свою комиссию.
Сергей: «Продукты дорожают, бензин дорожает, жизнь дорожает, а цены на такси падают».
В итоге их акция закончилась ничем. Пока одни требовали сказать нет узаконенному водительскому рабству, другие собирали их заказы. А значит, эта система эксплуатации на износ будет работать и дальше. А ответ на вопрос вам шашечки или ехать так и останется нашим личным выбором и нашей проблемой.
ДРУГИЕ СЮЖЕТЫ
- Ударная демократия
- Правда о Думе
- Королевство кривых версий
- «Шашечки» или ехать?
- Дети в сети
- Свобода от ума
- Наука будущего
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ