1. Пятый канал
  2. Полярное сияние России: День открытых дверей в Арктике — репортаж

Полярное сияние России: День открытых дверей в Арктике — репортаж

, 21:54 Эфирная новость 471

Наша Арктика. Стратегически важный регион, залежи полезных ископаемых, Северный морской путь и уникальное природное достояние планеты. Что Россия сберегает для потомков?

Фото, видео: Пятый канал, © РИА Новости

Арктика. Запасы нефти и газа там астрономические. В недрах около 83 миллиардов баррелей только одной нефти, это 13% от мировых неразведанных запасов. Не случайно Заполярье так привлекает наших соседей.

А вообще стоит напомнить, Арктика — это мировое достояние, и Россия помогает его сберечь. Мы ведем активную работу в регионе, но мы не устраиваем захваты, экспансии и интервенции. Мы говорим всем заинтересованным сторонам — давайте работать вместе. Не случайно на этой неделе Россия пригласила журналистов со всего мира на базу «Северный клевер», чтобы они своими глазами увидели, как наша страна трудится в Арктике. Репортаж Семена Еремина.

Ледяная гладь моря Лаптевых от горизонта до горизонта, и пейзаж этот не будет меняться все два с половиной часа пути. Наша корова, как называют один из самых крупных в мире транспортных вертолетов МИ-26, оборудована дополнительными топливными баками, которые занимают едва ли не четверть салона.

Упор на автономность. Надо добраться к форпосту, отработать там. И назад — на большую землю. На борту — три десятка журналистов. И половина — иностранные. Китайцы, американцы, немцы, французы впервые летят посмотреть на самую холодную часть России, споры вокруг которой становятся все жарче.

— Собственно, миллион двести тысяч километров, на которые мы претендуем, примерно вот эта зона, даже выходящая за пределы карты, — говорит заместитель директора института проблем нефти и газа РАН Василий Богоявленский.

Еще в 2001 году Россия озвучила эту заявку в ООН. Нам сходу отказали, но не тут-то было. Последующее десятилетие Россия старательно собирала аргументы и доказательства. Колоссальная научно-исследовательская работа с использованием надводных, подводных судов, авиации, космических аппаратов. В 2016 заявку обновили, и крыть стало нечем.

— Удалось в правильном месте пробурить неглубокие скважины, но взять керн, который показал платформенное продолжение континента на шельф, а это и требовалось доказать, — рассказывает Богоявленский.

Проще говоря — шельф наш, он — подводное продолжение России. В ООН этот геологический факт, наконец, признали. И закрепление новых арктических границ — теперь дело техники. И в переносном смысле, и в прямом.

Пока Вашингтон строил авианосцы, Москва атомный флот наращивала ледоколами. Пока они разжигали войны ради разведанных ресурсов, мы исследовали, искали их перспективные источники. В Арктике уже найдено полмиллиарда тонн нефти. И газа — больше 10 триллионов кубометров. Краткий инструктаж по прибытию — не отходить от группы. Если хищника на снегу не видно, это не значит, что его нет. Строго по стереотипу — на острове и россияне, и медведи. Европейцы смотрят на нашу арктическую базу так, будто это первая колония на Луне.

Сейчас тут около минус 20, рекорд этой зимы был в феврале — минус 48. И, конечно, главное, на что делали упор разработчики базы в таких суровых условиях, это сохранение тепла. Материалы, из которых изготовлены стены, системы обогрева и вентиляции — все подчинено этой цели. А чтобы людям лишний раз не приходилось соваться на улицу, все здания соединены коридорами.

«Северный клевер» — это новейший форпост. Построен на месте брошенной в 1993 году советской базы «Темп». Командир в интервью о своих задачах не многословен.

— Наша часть выполняет радиолокационный контроль, контроль воздушного пространства, контроль северных морских путей, — говорит и. о. командира тактической группы «Северный Клевер» Владимир Пасечник.

Обогнуть Евразию сверху — путь в полтора-два раза короче, чем снизу. Глобальное потепление постепенно меняет общечеловеческие маршруты. Грузопоток в ближайшую пятилетку по северному морскому пути может вырасти в четыре раза. Ледовые поля постепенно открываются, в том числе и для военных судов, и потому Россия усиливает контроль.

Северный морской путь пролегает прямо через Новосибирские острова в проливе Санникова, у берегов острова Котельный. Точкой опоры для дальней базы «Северный клевер» стал заполярный материковой городок Тикси в устье Лены. Там строится еще одна база, делая очевидными планы по серьезному освоению региона. С востока на запад эстафету принимает третья военная база — «Арктический трилистник» на Земле Франса Иосифа. Это уже север Европы. Исключительная юрисдикция России в этом транспортном коридоре неоспорима. Но вопрос наши геополитические оппоненты все-таки поднимают.

— Были заявления прямые со стороны и НАТО. Прежде всего по поводу того, что Россия обязана обеспечить свободный проход любых кораблей, как они хотят. Этого не будет. Не будет ни в коем случае, потому что Северный морской путь проходит через территориальные воды Российской Федерации, и господам оттуда придется с этим согласиться, — говорит военный эксперт, директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов.

Для подкрепления дискурса прошлой осенью НАТО провело крупнейшие со времен холодной войны учения в арктическом регионе, на территории Норвегии. Их окрестили «Трайдент» — точно так же, как называется американская ядерная ракета и британская программа эксплуатации таких ракет на подводных лодках. Мероприятие, правда, не задалось. Стазу два норвежских судна потерпели крушение — боевой фрегат и сторожевой корабль. И вау-эффекта не вышло.

— Это нервная реакция на успехи Росси и, в частности, вооруженных сил Северного флота, модернизации, переоснащении. Когда они это почувствовали, они решили скоропалительно проводить это учение, — рассказывает военный эксперт Василий Дандыкин.

В неудачах американцы привычно обвинили Россию. Мол, наши средства радиоэлектронной борьбы глушили систему позиционирования GPS и лишали действия союзников слаженности. Дорогущие маневры обернулись лишь сомнительной информационной кампанией. Но как только в Арктике немного потеплело, наше Минобороны пошло в контрнаступление — организовало день открытых дверей.

— База очень современная, настоящий хай-тек! Мы, конечно, не увидели, что конкретно тут происходит, понимаю, это секрет. Но оснащение впечатляет. Россия показывает, что ей легко в Арктике как первой нации, — делится впечатлениями французская журналистка Эстер Лефев.

Трехсоткилометровый радиус простреливает береговая ракетная система «Бастион», работает новейшая радиолокационная станция, всепогодное наземное транспортное сообщение за уникальными «Витязями», а небо над Котельным контролируют «Панцири». Вся эта техника специально подготовлена для Крайнего Севера.

«Северный Клевер» может работать автономно целый год. Но дело даже не в боевой мощи. Россия располагает шестью десятками ледокольных судов, тогда как у США их всего пара. В регионе у нас десяток портов, на Аляске их нет вообще. Есть конечно Арктический Совет, куда кроме России и Штатов входят еще шесть государств, и большинство из них — участники Североатлантического альянса. Против интересов Москвы они действуют слаженно. Но казуистику международного права и топорную дипломатию сложно противопоставлять очевидной географии, ритмичной работе последних лет и колоссальному арктическому опыту нашей страны.

База новейшая, но Россия в Арктике давным-давно, с 1886 года, когда Новосибирские острова открыл Эдуард Толль. Здесь он, кстати, и погиб в 1902 году, возвращаясь из очередной экспедиции. А эту табличку установили в 1928. И с тех пор ее берегут, как реликвию.

Эта преемственность сегодня переживает расцвет. На следующей неделе в Петербурге пройдет международный форум «Арктика — территория диалога». Россия свои северные границы отстаивает последовательно, но хорошим гостям эти границы открывает охотно.

Ранее Пятый канал рассказывал, какие правила для прохода иностранных военных кораблей через Северный морской путь собирается установить Россия.


Читайте также


Последние новости

5:38
5:22
5:01
5:00
4:39
4:19

Сейчас читают



Новости Lentainform

Загрузка...