Сирийский лабиринт

11.10.2015

Вернемся к информационному полю вокруг сирийского конфликта. Хроника трудной недели. Столкновение мнений, шантаж и здравый смысл. Политическую ситуацию анализировал наш обозреватель Виталий ВОРОНИН.

Засуетились. Так можно описать действия западных стран на сирийском направлении. США перебросили новый отряд штурмовых вертолетов в Турцию, поближе к сирийской границе. Английский премьер Дэвид Кэмерон пообещал послать больше беспилотников, а ВВС Франции удвоили число авиаударов в Сирии по позициям «Исламского государства». То есть сделали второй вылет за 10 дней. Правда, обратите внимание, самолеты вернулись с полным боезапасом!

Башар Асад, президент Сирии: «Государства, которые изначально поддерживали террористов, не могут с ними же всерьез бороться. Возьмем простые факты - 60 стран коалиции уже больше года наносят авиаудары, но даже число вылетов их самолетов в разы меньше  вылетов нашей авиации, а, как вы понимаете, ВВС Сирии не идут ни в какое сравнение с армиями стран коалиции».

Очевидно, что Запад оказался в безвыходной ситуации - надо как-то реагировать на успехи русских в Сирии, а предъявить особо нечего. Россия переиграла США на Украине и теперь выгоняет с Ближнего Востока.

Сергей Караганов, декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, почетный председатель Совета по внешней и оборонной политике РФ: «Мы выиграли со счетом 10:6 украинский кризис. Этот мы выиграем со счетом 10:2 или 10:0».

Стив Крофт, ведущий телеканала CBS: «Год назад вы говорили, что Америка - лидер мира, что мы - незаменимая нация. Путин, как мне кажется, бросает вызов этому лидерству».

Барак Обама, президент США: «Как это? Давайте разберемся».

Стив Крофт, ведущий телеканала CBS: «Ну как, он ввел войска в Сирию, это раз. Он уже там! Во-вторых, для русских, это первая военная операция на Ближнем Востоке со времен Второй мировой!»

Барак Обама, президент США: «Ну и что?».

Стив Крофт, ведущий телеканала CBS: «Так Россия бомбит тех, кого мы поддерживаем».

Барак Обама, президент США: «И в чем тут претензии на лидерство?»

В контексте

10.07.2016

Их разыскивает Россия

Как бы ни делал непонимающее лицо Обама, ведущие СМИ, которые трудно упрекнуть в излишней любви к Путину и России, уже вовсю пестрят вполне однозначными заголовками.

Foreign Affairs: «Следующее завоевание Путина. Почему Ирак ждет помощи со стороны России».

The Weekly Standard: «Конец эпохи Американского господства. Достижение Обамы».

The Spectator: «Как Путин перехитрил Запад. Из-за его сирийской интервенции Обама и Кэмерон кажутся растерянными слабаками».

Еще интереснее комментарии к материалам. Вот пример - Daily Mail, одна из двух самых популярных газет Великобритании. Сирия - международная тема номер один. Статья о запуске российских ракет из акватории Каспийского моря. На сайте издания можно отследить самые популярные комментарии:

7000 голосов: «Прекрасная новость. Отличная работа, Россия. Ты опозорила Британию и США».

4300 голосов: «Давай, Владимир! Вперёд, Россия! Запустите им одну от меня из Британии. БРАВО».

3900 голосов: «Говорите про Путина всё что угодно. Но у мужика есть стержень. Русские взяли и опозорили весь Запад! НАТО больше ничего не стоит. Отличная работа, Владимир. И это я пишу из предвзятой Польши».

Действительно, а что же НАТО? Все-таки, крупнейший военный блок мира. «Исламское государство» - прямая угроза одному из членов коалиции - Турции. На этой неделе Альянс даже собрал экстренный саммит в Брюсселе. И говорили, вроде, про Сирию, но думали все равно, о России.

Урсула фон дер Ляйен, министр обороны Германии: «Важно, чтобы Россия признала, если она воюют с теми, кто воюет против «Исламского государства», значит, Россия усиливает «Исламское государство». Это не в интересах России. И не в наших интересах тоже».

Сейчас это главная претензия Запада к России: мол, бомбят в Сирии не тех террористов. Есть, оказывается умеренные, их трогать нельзя. Но что это за умеренные - не смог ответить даже генсек Альянса, когда его напрямую об этом спросили.

Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО: «Ситуация в Сирии очень сложная. И там много разных групп. Для коалиции, которая наносит удары по «Исламскому государству», важно, чтобы шла война против «Исламского государства». Мы же обеспокоены тем, что Россия атакует объекты и те группы, которые сражаются и с ИГИЛ, и с Асадом».

Саммит Альянса завершился и вовсе странным решением: НАТО создаёт еще две базы. Правда, почему-то в Восточной Европе - в Венгрии и Словакии. А Великобритания даже пошлет войска. Но не на Ближний Восток, как можно было подумать, а в Прибалтику. При этом часть западных игроков, все-таки пытается нащупать пути к сотрудничеству. И дело даже не в том, что они хотят опередить Россию на Ближнем Востоке, но ведь иного выхода кроме совместной борьбы с международным терроризмом нет. Если, конечно, на деле бороться с мировым злом.

Франсуа Олланд, президент Франции: «Мы обязаны объединить усилия всех стран, кто действительно хочет найти выход из кризиса – Россию, Иран, страны Персидского Залива, США и, конечно, Европу, чтобы был в конце концов результат».  

Вопрос в том, вокруг кого объединяться, кому в Сирии помогать. Тот же Олланд выдвинул сенсационную идею, попробовать объединить правительственные войска Сирии и так называемую Свободную армию оппозиции, ради общей цели - войны с «Исламским государством».

Владимир Путин, президент РФ: «Если бы удалось объединить их усилия в борьбе против общего врага, против террористических организаций: ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусра» и иже с ними, – то тогда это создало бы хорошие предпосылки для дальнейшего политического урегулирования в Сирии».

Задача эта сложная, во-первых, потому что оппозиция и правительство уже 4 года воюют друг против друга. Во-вторых, на данный момент сложно сказать, что осталось от Свободной сирийской армии, ведь многие оппозиционеры или бежали из страны, или погибли, или перешли на сторону радикалов.

Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Я попросил Джона Керри дать нам какую-то информацию о её местонахождении и руководителях. Если это действительно сохраняющая свою дееспособность вооружённая группа патриотической оппозиции, состоящая из сирийцев, то мы готовы установить с ней контакты и не скрываем это».

Российский МИД прилагает все усилия. Заместитель Лаврова, Михаил Богданов встретился с одним из создателей Свободной сирийской армии Фахадом аль-Масри, и тот заявил, что оппозиционеры готовы к диалогу и с Москвой, и с Асадом. Но проблема в том, что сам Аль Масри последние годы живет в Париже, и сохранил ли он серьезное влияние на своих сторонников в Сирии, тоже пока не очень понятно.

Александр Сотниченко, доцент кафедры теории и истории международных отношений СПбГУ: «Сейчас становится очевидно, что оппозиция, в основном, это довольно жуткого вида террористы. Люди, контролируемые «Исламским государством», Фронтом ан-Нусра просто бегут».

Сила российской позиции в ее открытости. На минувшей неделе состоялись прямые видеопереговоры представителей  нашего Генштаба и Пентагона. Министерство обороны провело две важные конференции - для стран ШОС и для военных атташе стран антитеррористической коалиции, прямо предложив сотрудничество ради общей победы.

Владимир Путин: «Если они утверждают, что знают ситуацию лучше, поскольку уже в течение более года работают на всей этой территории, кстати говоря, незаконно, я им об этом сказал, но если они работают и знают ситуацию лучше, то пусть дадут нам цели, которые они выявили за это время, и мы их отработаем».

Но для США, прежде всего, пойти на такое сотрудничество и дать координаты русским - фактически означает признать полный провал своей политики. На минувшей неделе глава Пентагона Эштон Картер устроил беспрецедентное турне по Европе. Испания, Англия, Италия, Бельгия, где только не побывал. И 3 раза за неделю повторил одну и ту же фразу - мы с русскими не сотрудничаем.

Эштон Картер, министр обороны США: «Мы не будем сотрудничать с Россией до тех пор, пока они придерживаются ошибочной стратегии и наносят удары по целям оппозиции, а не «Исламского государства», но мы продолжим обсуждение базовых вопросов, профессиональных процедур безопасности для пилотов, которые летают над Сирией. Мы готовы обсуждать с Россией вопросы технической безопасности в Сирии, но не вопросы разведки».

А в это время исламские радикалы пытаются активизировать свои действия. В среду несколько взрывов прогремело в Йемене, атаковали штаб-квартиру местного правительства. Ответственность взяла на себя группировка Ан-Нусра. В сирийской Пальмире боевики взорвали один из памятников архитектуры - триумфальную арку, ту, что считали одним из символов древнего мира.

Ирина Бокова, Генеральный директор ЮНЕСКО: «Это не просто сопутствующие разрушения, когда во время боев страдают здания и сооружения. Это целенаправленное уничтожение. Они уничтожают эти памятники, потому что ведут войну не против людей, а против цивилизации».

Радикалы идут на отчаянные шаги и уже объявили, что готовят отряды террористов из подростков. В 1945 году нацисты также бросили в бой Гитлерюгенд, в последней отчаянной попытке поддержать кровавый режим. Тогда весь мир объединился против Третьего Рейха. Сейчас все больше экспертов называют ИГИЛ исламским фашизмом. Или для кого-то это тоже пока - умеренная сирийская оппозиция?


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ