Улицы героев

08.05.2016

Давать улицам имена героев давняя традиция. Тысячи улиц, проспектов и переулков в разных городах и поселках нашей страны носят имена героев Великой Отечественной. Среди них есть прославленные полководцы, маршалы, молодогвардейцы, партизаны, летчики, разведчики - герои, чей подвиг стал уникальным, вписан в учебники. Но чаще время стирает подробности.

Сменяются поколения, жизнь идет вперед, и имена на табличках домов становятся привычной частью топонимики города. Просто адресом, куда приедет такси, принесут письма и газеты. Но кем были эти люди? Откуда ушли воевать и на какой высоте сложили голову? Может быть, именно сейчас, в эти майские дни, стоит узнать это и запомнить? Вы знаете, чье имя носит ваша улица? Кстати, общего реестра этого огромного города памяти из тысяч улиц пока в России нет. Наш специальный корреспондент Дмитрий ПИЩУХИН прошел по улицам героев нескольких городов и встретился с теми, для кого это имя в адресе особенное - родное…

Ибрагим Габайраев, сын Левана Габайраева: «Самый старший был Дзахо, сын Како».

Когда-нибудь эта история большой осетинской семьи наверняка станет кавказской легендой. Уже сейчас, спустя 70 с лишним лет, она обрастает иносказаниями и мифами. Но горькая правда в том, что восемь братьев Габайраевых ушли в 41-м году на фронт и домой никто из них не вернулся.

Ибрагим Габайраев, сын Левана Габайраева: «Мы были еще маленькие, не понимали, как матери, старшие братья сестры постоянно были в слезах, мы не понимали, почему они плачут».

Первыми на передовую отправились старшие братья Дзахо и Сафарби. Не дожидаясь повестки, самостоятельно пришли в военкомат. Обоих отправили воевать в предгорья Кавказа. В начале войны здесь шли ожесточенные бои. Дзахо и Сафарби участвовали в освобождении Краснодара, а затем проливали кровь за Донбасс и Крым. В своих последних письмах с фронта братья писали, скоро вернёмся домой с Победой. До конца войны оставались долгих два года.

В контексте

04.02.2018

Самая кровавая битва в истории: воспоминания выживших

Ибрагим Габайраев, сын Левана Габайраева: «В этих письмах он упоминает еще в 43 году, мол, ждите, скоро закончится война».

В честь братьев в родном Владикавказе назвали одну из улиц. В мае здесь особенно красиво, когда цветут яблони и вишни. До войны эта местность считалась городской окраиной. Сегодня – почти центр. Но время здесь будто остановилось, только фасады домов бережно хранят память о своих героях. И, кажется, что для всего города история семьи Габайраевых - глубоко личная трагедией.

Дмитрий Пищухин, корреспондент: «Здравствуйте, здесь Кулагины проживают?»

В деревне Воробьевка под Пензой улица всего одна. За ржавой табличкой еще можно разглядеть название - Кулагина. Когда-то герой Великой Отечественной войны был известен на всю округу. Как и братья из Владикавказа, он оборонял южные рубежи – возможно, даже сидел с кем-то из Габайраевых в одном окопе или плечом к плечу бросался в атаку. Но найти между ними взаимосвязь сегодня становится все сложнее.

Валентина Фомина, дочь Василия Кулагина: «Он никогда не любил хвалиться».

Дмитрий Пищухин, корреспондент: «Он лишнего не говорил? А он говорил, было ли ему страшно?»

Валентина Фомина, дочь Василия Кулагина: «Ничего не говорил».

Все поколения родственников Василия Кулагина от детей до правнуков сегодня живут на улице, названной в его честь. Но восстановить фронтовую биографию героя Великой Отечественной не могут даже близкие. Сам Василий Кулагин о войне никогда не рассказывал, а дети и внуки, пока ветеран был жив, особо этим и не интересовались.

Дмитрий Пищухин, корреспондент: «А вот эта история, которая была описан, за которую он получил орден «Красной звезды», вы ее помните?»

Наталья Фролова, внучка Василия: «Не помню…»

По скупым архивным сведениям известно, свою главную награду ефрейтор Кулагин получил за форсирование Днепра. Для строительства переправы наши военные использовали обычные рыбацкие лодки. Внезапно налетели немецкие «Юнкерсы».Один из снарядов разрушил самодельный понтон. Кулагин вместе с другими бойцами бросился в холодную воду. Под минометным огнем им удалось закончить строительство переправы. В результате наши войска смогли перебросить силы на правый берег Днепра. Форсирование Днепра советской армией стало одним из ключевых событий Великой Отечественной войны, в результате чего были освобождены Киев и ряд соседних городов. Ожесточенные бои продолжались полгода, в них участвовали более четырех миллионов человек. Одним из них был Дзамбек Габайраев. Место его гибели стало известно лишь несколько лет назад - рядовой умер под Харьковом, пытаясь остановить продвижение противника на юг.

Ибрагим Габайраев, сын Левана Габайраева: «У них была единая цель, не дать врагу господствовать, не дать врагу победить».

Третье сражение за Харьков закончилось тяжелым поражением для наших войск. Весной 1943 года немецкая и советская армии стояли друг напротив друга, как боксеры после тяжелейшего раунда. Как раз в это время небо над театром военных действий в Восточной Европе защищал краснодарский летчик Анатолий Шевкунов.

Константин Шевкунов, сын Анатолия Шевкунова: «Конечно, я помню своего отца, я люблю его, я горд за него. И даже не потому, что он был Героем Советского Союза, а потому что он прожил тяжелейшую жизнь».

Улица Шевкунова в Краснодаре еще только застраивается, сюда переезжают жить молодые семьи. Когда-то здесь был поселок Российский – теперь это один из городских районов, правда, асфальтированной дороги в округе все еще нет. Сын Героя Советского Союза Константин часто сюда приезжает, говорит, что фронтовая биография отца произвела на него такое сильное впечатление, что он тоже решил стать пилотом. Помнит, как тот ему рассказывал, что за время войны научился создавать педалью газа характерный для немецких самолетов гул. Так удавалось обманывать противника, тем самым уходя далеко в тыл.

Константин Шевкунов, сын Анатолия Шевкунова: «У моего отца был абсолютный слух. Он не умел петь, у него не было голоса, но он умел играть на всех музыкальных инструментах. Возможно, обладая вот таким слухом, он мог менять звук работы двигателей».

Экипаж Анатолия Шевкунова называли «ночниками» за то, что большинство боевых вылетов они совершали исключительно в темное время суток. В 43-м лично Шевкунову удается раздобыть данные о том, что гитлеровская армия готовит крупное наступление на Курской дуге. В Штабе думают над ответными шагами: наступать или обороняться? История показала - победа в Курской битве стала коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны. В битве на Курской дуге будет участвовать и четвертый из братьев Габайраевых - Майрам. Вместе со своей дивизией осетинский воин дошел до Польши, но погиб от шальной пули при освобождении маленького села под Варшавой.

Ибрагим Габайраев, сын Левана Габайраева: «Каждый шел воевать за семью, за родину, за землю, вот с такими мыслями они уезжали на фронт».

Освобождение Польши, Украины и Чехословакии связано с именем маршала Василия Соколовского. Улица, названная в его честь - практически в самом центре столицы. И хотя правнук героя Советского Союза живет в другом районе, о своем героическом предке знает практически всё.

Василий Соколовский, правнук Василия Соколовского: «Уж сколько он сил отдал на то, чтобы защитить Москву от фашистов, поэтому уж в Москве-то точно должна была быть его улица».

Во время войны Василий Соколовский возглавлял штабы фронтов, которыми руководил Жуков. Под его командованием удалось прорвать мощную оборону в ходе Орловской и Смоленской наступательных операций. Но сам Соколовский всегда выделял для себя два ключевых сражения – битва за Москву и взятие Берлина. За последнюю операцию он получил свою единственную звезду Героя. Знаменитая фотография, сделанная у Бранденбургский ворот, на которой изображены Жуков, Монтгомери, Рокоссовский и Соколовский вошла в историю, как символ капитуляции Германии.

Василий Соколовский, правнук Василия Соколовского: «Он заявлял, что не надо пренебрегать значением оборонительных боев, надо отказаться от мысли, что не пяди родной земли не отдадим. Главное же не только не отдать ни пяди земли, а нанести врагу максимальный вред».

В боях за Берлин участвовал последний из семьи Габайраевых. Максим был самым юным из братьев – на фронт ушел сразу, едва исполнилось 18 лет. После ранения в Сталинграде его комиссовали, но молодой и горячий юноша просто сбежал на передовую. Командиры потом вспоминали, как Максим, стиснув зубы, пытался водрузить над Рейхстагом Знамя победы.

Ибрагим Габайраев, сын Левана Габайраева: «В последнем письме он писал: «Дошли до Берлина, загнали врага до берлоги, я отомстил за всех семи братьев и скоро увидимся».

Максим выполнил данное им слово – но с войны так и не вернулся. Он погиб всего за один день до Победы. Война унесла жизни практически всех мужчин семьи Габайраевых. Никто из братьев не дослужился до высокого воинского звания и не получил никаких наград. Да им это было и не нужно, впрочем, как и всем, кто ушел на фронт в 1941. Трагедия большой кавказской семьи похожа на судьбы миллионов людей, которые погибли за нашу страну. Война сблизила и объединила многих. Чтобы мы сегодня знали и помнили, какой ценой досталась победа.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ