Фразы-запоминалки для падежей, планет и радуги

| Обновлено: |
Ольга Петровиченко
Ольга  Петровиченко Ольга Петровиченко Журналист
1 212 0

В каком порядке расположены цвета на радуге? Какие падежи есть в русском языке? С чем опростоволосилась Надя из «Иронии судьбы»?

Фразы-запоминалки для падежей, планет и радуги

Фото: globallookpress.com © john rowley

Не всякий может сходу назвать порядок планет Солнечной системы и последовательность падежей русского языка. Запомнить все это можно с помощью простых фраз. 5-tv.ru узнал, как раз и навсегда привести память в порядок.

Все цвета радуги

Радуга с древнейших времен считалась символом надежды. globallookpress.com © Bahnmueller

С древнейших времен радуга считалась символом надежды. Индийцы видели в ней лук богини Индры. Они верили, что с его помощью она уничтожает злых духов. Славяне принимали радужную арку как предсказание о плодородии земель. С научной точки зрения радуга — это оптическое явление, возникающее при ярком освещении и каплях воды. Проще говоря, оно появляется после дождя. А вот порядок цветов в радуге многих ставит в тупик. Запомнить эту последовательность можно с помощью простой фразы.

Каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (желтый) знать (зеленый), где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый).

Падежи русского языка

Изначально в русском языке было 15 падежей и возникли они после принятия христианства. globallookpress.com © Konstantin Kokoshkin

Считается, что падежи в русском языке появились после принятия христианства для обучения людей грамоте. Однако изначально их было не шесть, как сейчас, а 15. В числе последних значились ждательный, счетный, разделительный, лишительный и местный. Спустя время, в ходе лингвистических реформ, 15 падежей сократились до знакомых нам сегодня шести. Их легко запомнить с помощью предложения.

Иван (именительный) родил (родительный) девчонку (дательный) — велел (винительный) тащить (творительный) пеленку (предложный).

Парад планет

В начале XXI века ученые могли включить в Солнечную систему еще три планеты. globallookpress.com © National Aeronautics & Space Adm

Многие россияне с трудом отвечают на вопросы о космосе. Одним из самых сложных вопросов была и остается последовательность планет Солнечной системы. Мало кто знает, что для ответа на него существует подсказка в виде простой фразы.

Мы (Меркурий) встретимся (Венера) завтра (Земля), мой (Марс) юный (Юпитер) спутник (Сатурн), у (Уран) новой (Нептун) планеты (Плутон).

Плутон открыли в 1930-м. Он считался планетой до начала XXI века, пока ученые не обнаружили более крупную планету Эриду, а затем Хаумею и Макемаке. Перед исследователями встал вопрос: расширить понятие Солнечной системы до 12 планет или дать определение планеты. В итоге ученые вывели для них критерии. Плутон не соответствовал одному из них — по массе. В августе 2007-го он перестал считаться планетой, но многие до сих считают его таковой.

<<<ТЕСТ: Хорошо ли вы знаете историю освоения космоса?>>>

Число Пи

Эксперты Google насчитали более 30 млрд знаков в числе Пи. globallookpress.com © Carsten Leuzinger

Число Пи (обозначается греческой буквой π. Прим. ред.) — это отношение длины окружности к ее диаметру. Первое упоминание числа Пи относится к 1650-му до н. э. Сегодня оно используется в подсчете разнообразных «кривых»: от банки газировки до спутниковых орбит. Чем выше точность вычислений, тем больше знаков в числе Пи, кратко обозначаемом как 3,14.

NASA использует число Пи с 15 знаками после запятой для запусков космических аппаратов. Эксперты Google насчитали после запятой числа Пи около 30 триллионов знаков. Цифры в числе Пи не цикличны, но запомнить первые 11 из них можно с помощью простой фразы.

Это (3) я (1) знаю (4) и (1) помню (5) прекрасно (9): пи (2) многие (6) знаки (5) мне (3) лишни (5), напрасны (8).

Количество буков в каждом слове соответствует цифре числа Пи.

Трудности гардероба

Кадр из фильма «Ирония судьбы, Или с легким паром», Эльдар Рязанов, 1975 год. Фото: «Кинопоиск»

Слова надеть и одеть — однокоренные, но не взаимозаменяемые. Тем не менее почти 50% россиян не видят между ними разницы. Впрочем, путают их давно. В фильме «Ирония судьбы, Или с легким паром» главная героиня, Надя, работающая школьным учителем, говорит «Я забыла одеть мое праздничное платье!». Чтобы не спутать эти глаголы, нужно запомнить простую фразу.

Одевают Надежду, надевают одежду.

Ошибку в фильме допустила не Барбара Брыльская, а озвучившая ее Валентина Талызина. Изначально героиня картины была учителем польского языка. Для нее акцент полячки Брыльской пришелся бы к месту. Но чиновники настояли на том, чтобы Надя стала учителем русского языка, из-за чего главная героиня сегодня говорит голосом Талызиной.

<<<Самый сложный тест по фильму «Ирония судьбы, или С легким паром!»>>>