Логово Телеграма

25.06.2017

Роскомнадзор снова настоятельно просит владельца Телеграм предоставить в оперативном порядке сведения для реестра. Простыми словами - следовать букве закона. Руководство мессенджера раз за разом отказывается работать в правовом поле. Причина понятна - если мессенджер будет работать так как надо, то от него откажется какая-то часть пользователей.

Ведь еще в мае, когда в Госдуму был направлен законопроект об идентификации пользователей мессенджеров, то многие увидели в этом наступление на свободу слова и общения.

Но уточним справедливости ради - Телеграм хорош и удобен, никто не отрицает, что именно этим он популярен у огромного сила пользователей во всем мире (в том силе у нас с вами). Только ведь проблема в том, что в их числе есть экстремисты и террористы, которые предпочитают сегодня именно Телеграм десяткам другим аналогичных мессенджеров в первую очередь потому что, он не дает доступ к подозрительным перепискам. И если обычному человеку сам факт наличия мессенджера в реестре никак не изменит удобство общения, то экстремистам закроет доступ.

Как найти компромисс? Можно ли обязать создателей мессенджеров самим отвечать не только за свободу, но и безопасность. Где между ними граница и как закрыть экстремистский контент? Максим Вахрушев изучал этот вопрос.

Юлия Медянцева: «Любила жизнь, любила нас, любила мужа».

Мамы не стало 3 апреля, когда в метро Петербурга террорист-смертник привел в действие адскую машину. Фотографии родного человека всегда под рукой в смартфоне. Тут же среди программ для обмена сообщениями – Телеграмм. Юлия им почти не пользуется, а вот тот самый террорист Акбаржон Джалилов, вел переписку со своими кураторами и сообщниками именно через Телеграмм. У каждого пользователя Телеграмм на экране смартфона есть значок с образом абсолютно безобидного,  узнаваемого во всем мире бумажного самолетика. Павел Дуров, который когда-то придумал суперпопулярную соцсеть Вконтакте снова празднует успех - сейчас в мире насчитывается много больше 100 миллионов пользователей этого средства связи. Одним словом – гений! Порой хочется уточнить - злой гений! Павел Дуров на любые инициативы по раскрытию информации о пользователях средств обмена сообщениями и их содержании отвечает словами о правах каждого на конфиденциальность личной переписки. Но в его версии интернета главным является понятие, которое редко носит положительную окраску - Аноним. А от такого хорошего не жди.

Адам Гакаев, задержанный: «Потому что в телеграмме нельзя посмотреть номер, вычислить, прослушать звонки».

Братья Ибрагим и Адам Гакаевы из Дагестана собирались устроить теракт в Москве.

Адам Гакаев, задержанный: «Мы хотели напасть на мирных граждан с ножами, отобрать у них вещи и купить оружие. Соорудить бомбу ручную по видео, которое нам скидывали в телеграмме и взорвать где-нибудь, где много людей».

А началось всё с того, что они стали интересоваться радикальными религиозными учениями и общаться с братьями по так называемой вере в социальных сетях на тематических сообществах. Там кто-то и дал ссылку на другой форум в закрытом для спецслужб Телеграме.

Ибрагим Гакаев, задержанный: «В этих группах скидывали уроки, я их слушал, записывал, изучал, как бить ножом, как готовить коктейль Молотова».

А потом собрали вещи и поехали в Москву, как они говорят – совершать Джихад. 

Оперативный сотрудник ФСБ: «Телеграмм дает террористам конспиративную связь на всех стадиях подготовки терактов, начиная от вербовки и заканчивая координацией действий в рамках реализации самого преступного замысла».

Но у Павла Дурова на уме, конечно, одна лишь конфиденциальность. Что вы, какой терроризм?!

Ведущая: «Вам не кажется, что Телеграм несет ответственность за то, что произошло?»

Павел Дуров, предприниматель, программист: «Они также использовали айфоны, устройства на платформе андроид и микрочипы. Нельзя сказать, что за это несет ответственность только Телеграм или любая другая компания».

Это интервью Дуров дал американским журналистам, когда стало известно, что Телеграмом пользовались и террористы, устроившие кровавую бойню в концертном зале Батаклан в Париже в 2015 году. Вот только вопросов к Дурову значительно больше. И не только у наших американских коллег. Его детище – действительно очень хорошая с российскими корнями программа, покорившая мир, но, к сожалению и слишком удобное средство коммуникации для преступников вообще любого рода. К примеру, этот торговец наркотиками всевозможных видов находил своих клиентов тоже при помощи Телеграмма. А этот мошенник посредством все того же мессенджера рассчитывал остаться непойманным, когда на его уловку о якобы выигранном автомобиле клюнул житель Казани.

Ирина Волк, официальный представитель МВД РФ: «Мужчина позвонил по указанному номеру, выполняя указания злоумышленников он перечислил им 90 тысяч рублей».

На этой неделе глава Роскомнадзора Александр Жаров сделал последнее предупреждение команде создателей Телеграмма с требованием о соблюдении законов Российской Федерации.

Александр Жаров, руководитель ФС по надзору и сфере связи, ИТ и массовых коммуникаций: «Требование одно, и оно простое: заполнить присланную анкету сведениями о компании, которая управляет Телеграм. И официально направить в Роскомнадзор для включения этих данных в реестр организаторов распространения информации. Однако до сих пор мы не получили от администрации мессенджера никакого ответа».

На что Дуров отреагировал репликой на своей странице Вконтакте.

Павел Дуров: «Парадоксально, что на повестке дня в России нет блокировки контролируемых США Whatsapp или Facebook Messenger, но активно обсуждается блокировка нейтрального по отношению к России Телеграм».

Ответ в вопросе - контроль со стороны США совершенно не мешает Facebookу и Whatsapp быть одними из самых популярных в мире средств связи, потому что людям важнее удобство, в чем Телеграм, по мнению экспертов итак уже обошел всех конкурентов. Чтобы скорректировать  бизнес-стратегию Роскомнадзор дал Павлу Дурову последние несколько дней, потом - блокировка.

Алексей Мухин, политолог, генеральный директор Центра политической информации: «Точно с таким же требованием к нему обратились и сотрудники ФБР. И теперь не понятно, если Павел Дуров им откажет, где он будет вести свой бизнес. На луне?»

Те же претензии создателю Телеграмма совсем недавно высказал и глава Европола.

Роб Уайнрайт, глава Европола: «Некоторые просто не хотят сотрудничать с нами. Одна из таких компаний — Телеграм. Нельзя сказать, что руководство мессенджера полностью игнорирует связи с нами, однако это не тот уровень сотрудничества, который мы видим от Facebook, Twitter и других».

Вклад Телеграмма в борьбу с терроризмом господин Уэйнрайт назвал минимальным. А Генеральный директор Главного управления внутренней разведки Франции Патрик Кальвар пошёл дальше: он утверждает, что Телеграм вообще является основной площадкой для общения террористов по всему миру.

Интересно будет понаблюдать, как отреагирует Павел Дуров, когда ему будут предъявлены требования британского правительства, которое вообще предложило запретить шифрование сообщений и обязать зарегистрироваться всех пользователей.

Алек Чарльз, профессор Честерского университета: «У нас есть центр правительственной связи, это главный центр мониторинга, электронного шпионажа которая, несомненно, следит за электронной коммуникацией. Facebook делает то же самое, Google делает то же самое, Twitter делает то же самое».

Когда весь мир как никогда часто содрогается от ужасов террористических атак, Павел Дуров считает уместным примерить образ головореза на себя. Вообще, всегда одетый в черное, каждое его появление на публике – событие, и чаще всего идущее вразрез с нормами морали. Так она разбрасывал деньги, которые, видимо, потекли рекой, когда в полную силу заработала его соцсеть Вконтакте. А вот очень похожий на него человек сначала таранит автоинспектора, а потом убегает под прикрытием охраны в Петербурге. На минувшей неделе Дуров выложил новое фото в Инстаграмме. Пользователи заметили – не стареет. Другие поправили – не взрослеет. Одноклассники вспоминают – почти ни с кем не дружил, часто шел против системы, однажды взломал все компьютеры в школе.

Дмитрий Миронов, одноклассник Павла Дурова: «Паша просто подменил все логотипы страниц загрузки Windows 95 на тот же самый файл, в котором написано фамилия имя преподавателя и написано, что «Бараз must die!».

«Must die» значит - должен умереть. Сколько еще человек умрет или погибнет, пока Павел Дуров и его телеграмм, как выразился глава Роскомнадзора, будет оставаться нейтрален к террористам?

Илья Массух, президент фонда развития информационной демократии: «Нас же не возмущает, что таким образом спецслужбы слушают телефон, мы к этому привыкли. То же должно быть с мессенджерами, как с новой формой коммуникаций».

Юлия Медянцева проклинает террористов, которые лишили ее самого простого способа коммуникации с ее мамой – даже поговорить с ней она уже не сможет никогда. Ей сложно осознавать, что для кого-то право на личные секретики в переписке дороже главного права - на жизнь.

Юлия Медянцева: «Если человеку нечего скрывать, то ему нечего скрывать. Он может и сказать: если кто-то прочитает, то в этом ничего нет страшного».


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ