1. Пятый канал
  2. Сегодня 241 год со дня рождения Карла Фридриха Гаусса. Почему его называют «королём математиков»?

, 1:42 Видео 140

30 апреля 1777 года, в немецком Брауншвейге, в семье небогатого рабочего родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших математиков в истории человечества.

Фото: Wikimedia // Photo: A. Wittmann; YouTube // Marselo Ruilova

Иоганн Карл Фридрих Гаусс с малых лет показывал удивительные способности к арифметике и невероятно быстро считал в уме. Распространена легенда, согласно которой юный вундеркинд удивил школьного учителя своей математической смекалкой. Педагог предложил ученикам вычислить сумму чисел от одного до ста — чтобы занять их на какое-то время. Но Гаусс быстро сообразил, что эта последовательность состоит из 50 пар чисел типа «100 и 1», «99 и 2», чья сумма равна 101. Таким образом он легко нашёл ответ на арифметическую задачу — 5050.

Судьбоносным человеком в жизни будущего математика стал Мартин Бартельс — он учил Гаусса и помог ему поступить в колледж. Позднее Бартельс воспитает ещё одного гения — Николая Лобачевского. Что интересно, к концу жизни Гаусс специально выучит русский язык, чтобы ознакомиться с трудами своего коллеги из России.

Гаусс занимался множеством арифметических и геометрических исследований. Причём печатал он лишь часть своих открытий, в достоверности которых был уверен на 100 процентов. Позднее исследователи выяснили, что в записных блокнотах немецкого гения содержались прорывные для своего времени идеи — посмертно было опубликовано 12 томов его сочинений.

Всемирную славу ему принесло доказательство основной теоремы алгебры — тогда Гауссу было 22 года. Однако он занимался не только математической теорией, но и прикладными науками: астрономией, геодезией и физикой (включая оптику).

Умер он в возрасте 77 лет. Именно тогда его стали повсеместно называть «королём математиков» — такая надпись была сделана на специальной медали, которую приказал отчеканить ганноверский король. Математические работы Гаусса позволили другим учёным совершить невероятные рывки в самых разных областях науки. Да и сам он обладал поразительным умением находить практическое применение своим теоретическим выкладкам — что и сделало его всемирно известным ещё при жизни.

Ранее Пятый канал рассказывал, что в Петербурге скончался математик Геннадий Леонов.