Хорошо забытое старое. Как работала система трех нарушений ПДД во времена СССР?

|
Алина Потёмкина
Алина Потёмкина Алина Потёмкина Журналист
941 0

Минюст предложил вернуть лишение прав за три нарушения водителем в течение года.

Хорошо забытое старое. Как работала система трех нарушений ПДД во времена СССР?

Фото: ТАСС / Созинов Виталий

Перейти в ДзенСледите за нашими новостями
в удобном формате

Новая редакция Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), предложенная Минюстом РФ, в случае утверждения может стать для российских водителей своего рода машиной времени — в ней содержатся нормы контроля, использовавшиеся еще в СССР. 5-tv.ru предлагает вспомнить, как карали лихих ездоков в Советском Союзе, и посмотреть, что грозит нынешним любителям нарушать правила.

В 50-х и 60-х наказания для отечественных автомобилистов были не столь суровы, как сейчас. Например, согласно постановлению 1956 года, за нетрезвое вождение водителю светило лишение прав всего на год, тогда как сегодня — от полутора до трех. Позже последовало ужесточение — в 1968 году вышел указ, который велел лишать прав управления транспортным средством за два и более серьезных нарушения в год, а также за нарушение, которое спровоцировало аварию. Но самые суровые меры приняли уже в 90-е: появились «талоны предупреждения». На них отмечали нарушения, причем достаточно наглядным способом — документ дырявили с помощью дырокола. Когда у владельца такой бумаги набиралось три «дырки», его лишали водительских прав. Срок наказания тогда был в два раза больше, чем сегодня — три года. Именно такое наказание, только без наглядных «дыр» в бумаге, предлагает сегодня ввести Минюст.

Кроме того, в 1993 году в СССР появилась балльная система: каждому нарушению соответствовало количество штрафных баллов. Так, проезд на красный свет обходился водителю в три очка, а превышение скорости — в два. Когда сумма баллов превышала 15 в течение года, беспечный ездок временно становился пешеходом. Однако система контроля была не идеальна: именно тогда случился расцвет коррупции. Нередко автолюбители предлагали инспекторам «решать вопрос на месте». В 1997 году от нее отказались, но причиной стало не только корыстолюбие сотрудников ГАИ. Выяснилось, что система предусматривала двойное наказание — водитель не только получал баллы за нарушение, увеличивавшие риск лишиться прав, но и платил штраф. А это противоречило норме Конституции, в которой закреплено, что никто не может быть наказан дважды за одно и то же преступление.

ТАСС

Согласно нормам, предложенным Минюстом, решение о лишении водителя прав будет принимать суд, однако сам документ может забрать у гражданина инспектор. Вместо талона о предупреждениях все данные будут заноситься в электронную базу, так что щеголять с дырявыми правами отечественным гонщикам не придется.

Нынешний документ предлагает лишать водительских прав на срок до полутора лет тех, кто в течение года собрал три правонарушения. В их число предлагается включить превышение скорости на 60 километров в час, выезд на встречную полосу, проезд на красный свет, а также другие грубые нарушения ПДД. Учитываться будут все виды перечисленных нарушений, в любой комбинации.

Также новый КоАП предполагает наказание для любителей нетрезвой езды. За поездку в состоянии алкогольного опьянения с ребенком в салоне предлагается лишать прав на три года. В настоящий момент за такое нарушение карают штрафом в 30 тысяч рублей и лишением удостоверения на два года.

Проект КоАП уже поддержали в Совете Федерации РФ. Как сообщает ТАСС, зампред комитета по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Рукавишникова заявила, что в верхней палате парламента одобряют ужесточение правил для злостных нарушителей. Слушания по проекту могут состояться летом 2021 года. Учитывая, что разговоры об утверждении этих правил ведутся аж с 2013 года, этот срок представляется весьма оптимистичным.

Ранее 5-tv.ru рассказывал, какой новый штраф ввели для российских водителей.



Последние новости

5:25
5:00
4:56
4:27
3:58
3:29

Сейчас читают


Новости СМИ2


Новости партнеров