Знатоки всегда спешат услышать их игру. Но и для самих музыкантов этот визит особый. Дело в том, что в городе на Неве самый красивый по силе и качеству звучания карильон.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Колокольный перезвон услышала наш корреспондент Анна Ливадняя.
Чтобы начать репетировать, им нужно подняться по крутой башенной лестнице. Вот такая особенность сцены. Карильон не возьмешь с собой, и не поставишь в концертном зале. Он должен звучать с большой высоты и на всю округу.
Студенты из Бельгии закрывают уши. Наслаждаться звучанием инструмента здесь, наверху, все равно, что забраться внутрь органа. Потому концертный зал там, за окнами.
Кафедра карильона есть и в Петербургском университете. Но это единственный в мире юношеский класс. И где, как не в Мехелене, он мог появиться. Самая старая и самая большая карильонная школа находится именно там. Но для того, чтобы овладеть мастерством по-настоящему студентам приходится постоянно путешествовать, ведь двух одинаковых инструментов не бывает.
Елена Садина, доцент Королевской школы карильона г. Мехелен: «Нельзя сразу играть концерт, нужно к колоколам привыкнуть, нужно их почувствовать. Карильон в Петербурге очень красивый и легкий. Здесь не надо прикладывать большие усилия, карильон в Мехелине в три раза тяжелее, конечно, надо привыкать к инструменту».
Вот эта комнатка - все равно что центр управления инструментом. С помощью клавиатуры и педалей исполнитель приводит в движение самые разнообразные колокола: от трехтонного баса, до десятикилограммового фальцета.
Серафима Яворовская, студентка Королевской школы карильона г. Мехелен: «Он на башне, если играешь, все люди тебя слышат, если, например, стеснительный, то тоже очень удобно, никто тебя не видит, ты там просто играешь. И он похож на фортепьяно, что тоже очень удобно».
Сходство действительно есть. Даже играть можно в четыре руки. А замечания преподавателя знакомы любому ученику музыкальной школы. Тут куда не посмотри, везде символы российско-бельгийской карильонной дружбы. Самый большой колокол – подарок королевы Бельгии. А это макет почтовой марки. Мехелен, Петербург, а между ними, понятно дело, карильон.
Кун Косарт, директор Королевской школы карильона г. Мехелен: «Наш предыдущий директор открыл здесь, в Санкт-Петербурге образовательный класс по карильонам. Наша цель - чтобы учащиеся из Санкт-Петербурга приезжали к нам, впрочем, это они уже делают, в прошлом году, например. Поедут и в следующем снова. Но также теперь мы хотим приезжать сюда с нашими учениками их разных стран».
Сотрудничество между Россией и Бельгией, Петербургом и Мехеленом началось не вчера. Инструмент связывает наши страны веками. Первый карильон в Россию привез Петр I в 1720 году. Из города Мехелена. Позже инструмент сгорел, и уже императрица Елизавета заказала его снова. Он звучал здесь больше 80 лет, потом расстроился, и его разобрали. Свою новую уже третью жизнь карильон получил в 2001 году, и снова благодаря бельгийскому городу Мехелен.
Своему третьему возрождению петербургский карильон обязан вот этому человеку. Профессор Йозеф Хаазен, выдающийся мастер карильона, когда-то приехал в Петербург по туристической путевке. Увидел остатки царского инструмента, надписи на бельгийском и решил, что северная столица России снова услышит эти звуки. Позже он стал преподавать в Петербурге, а теперь прогуливается по Петропавловской крепости в поисках лучшего звучания.
Йозеф Хаазен, профессор СПбГУ: «Ветер сейчас очень дует и меняет звуки, это очень уютно, это очень красивый звук, туда-сюда. Танцуют почти, это здорово. Я люблю гулять, когда я слушаю карильон».
Концертный зал на улице, потому погода разгоняет слушателей. Но это до тех пор, пока Йозеф Хаазен не объяснит, что в России всего три карильона: в Петербурге, Петергофе и Белгороде. Так что услышать этот перезвон, да еще и в исполнении бельгийских студентов – большая удача.
93%
-0.03 105.52
0.30