Российские биологи заявили о нескольких открытиях в области исследований ДНК

Ученые расшифровали геном одного из самых опасных на планете паразитов, теперь медики надеются полностью избавить человечество от этой напасти.

Вторая научная сенсация это новые данные о происхождении мамонтов. Это поможет вплотную приблизиться к возрождению вымерших животных. Наш корреспондент Наталья Дубровская о важных открытиях.

До сих пор это не удавалось никому. Ученые пытались понять, как победить описторхоз – паразитов, атакующих печень почти столетие. В московском центре биоинженерии удалось расшифровать геном вредителя. Теперь станет ясно, как паразиты влияют на иммунную систему человека. После этого можно будет создать вакцину. Это открытие неимоверно важно. На планете описторхозом страдает порядка 21 миллиона человек. При этом две трети заболевших живут в России.

Александр Осипов, главный врач частной клиники: «Это обусловлено тем, что рыба, которая является носителем – это карповые, так называемый род, который обитает в пресных водоемах. Поэтому люди, которые едят сырую или плохо обработанную рыбу они вообще не знают, что есть такое заболевание».

И все потому, что четких симптомов у заболевания нет, так что быстро поставить верный диагноз невозможно. Зато известно, что печеночные паразиты провоцируют не только появление диабета и ожирения, но и рака. В России их ДНК только начинают изучать, и первое что пытаются выяснить ученые – эволюция заболеваний. В одном из захоронений в Адыгее обнаружили, вероятно, первый случай инфекции - бруцеллёза.

Артем Недолужко, начальник лаборатории геномики и биоинформатики НИЦ "Курчатовский институт": «В эпоху ранней бронзы человечество начало подхватывать заболевание от окружающих его домашних животных».

Сегодня в мире расшифрованы геномы сотен бактерий и организмов. Ученые шутят, что хотелось бы расшифровать все без исключения. Вот, например, работа с геномом мамонта дала надежу на клонирование. Потому не исключено, что в будущем древнего предка слона можно будет увидеть не только в музее.

Получив необходимый материал из останков мамонтенка по имени Храма, которые отлично сохранились в вечной мерзлоте, ученые получили алгоритм возрождения исчезнувших видов. Над расшифровкой генома мамонта российские ученые работали 2 года. В итоге они стали первыми кто прочитал эти 3 с половиной миллиарда букв.

Алексей Тихонов, директор Зоологического музея: «Обладая этими технологиями, может быть, в будущем мы возродим Наполеона, мы возродим Иосифа Виссарионыча, или еще каких-то других людей. Потому что это работы с древней ДНК и то, что делают с мамонтом, в дальнейшем это будет применимо и с человеком».

Вообще, ученые не спешат делиться своими открытиями. Все данные надо сто раз проверить и столько же перепроверить. Так что об этой сенсации еще никто не знает. Оказалось, ошибались – то ли археологи, то ли зоологи. Эласмотерий - древний носорог - как считалось вымерший около двух миллионов лет назад, пожил еще немного. И прекратил свое существование всего 20 000 лет назад. Казалось бы, незначительный факт, но изменить может очень многое.

Алексей Тихонов, директор Зоологического музея: «Мы посмотрим, как это животное смогло перейти какие-то тяжелые катаклизмы, что получилось в результате и как оно выжило. Это даст нам какие-то интересные моменты, которые мы сможем использовать в своем собственном выживании как вида».

Поразительно, но уже досконально изученные экспонаты зоологического музея в Петербурге действительно продолжают удивлять. Изотопный анализ костей древних животных дает парадоксальные результаты, заставляющие изумиться и бывалых палеонтологов.

Еще одно открытие, которое недавно сделали наши ученые – большой пещерный медведь не вымер. Его попросту съел человек. Выяснилось, что животное, весившее более полу тонны и достигавшее в высоту двух метров, вопреки представлениям было травоядным. Потому и стало легкой добычей для наших предков. Так что в том, что люди выжили, есть и его заслуга.

Такие неожиданные открытия – и есть суть науки, говорят ученые. Но больше всего сюрпризов они ожидают, конечно, от исследований геномов. В том числе и древнего человека. Такие проекты могут за очень короткий срок вывести российские биотехнологию и биомедицину на мировой уровень. И уже сегодня ясно – все шансы на это есть.