Прямая ответственность

24.04.2016

Традиционная прямая линия с президентом, прошедшая в минувший четверг, на этой неделе стала поводом для большого разговора с правительством. И это тоже традиция. Потому что смысл линии не только в том, чтобы сразу, оперативно помочь тем, кто дозвонился или обратился к Путину в прямом эфире.

Каждый год все обращения суммируются, а в Кремле и Белом доме делают выводы. И если требуется вмешательство и решения на уровне руководства страны - то такие решения принимаются. Смысл не в том, чтобы помочь одному человеку. Нужен системный подход.

Какие же проблемы были признаны наиболее острыми и запущенными? И какие принесла уже эта неделя - подробности у Анны ВОРОПАЙ.

Пожалуй, каждый чиновник, включая телевизор во время прямой линии, думает лишь об одном: не окажется ли он тем «самым слабым звеном». И тут нет разницы, какого ты уровня - федерального или регионального. Тут имеет значение лишь ответственность, а она в таких случаях неотвратимая и прямая. Вспоминать о своей работе только раз в год не удастся никому. Долги по зарплатам, плохие дороги, дорогие лекарства. По этим и многим другим проблемам будут бить везде, а не только там, где дозвонились президенту. Это только кажется, будто одни лишь сотрудники «Уралавтоприцепа» или скажем, сахалинского рыбокомбината вытащили счастливый билет: деньги на зарплату нашли в считанные минуты. Не зря же прямую линию называют крупнейшим и наиболее репрезентативным соцопросом. Путину сообщили: честно заработанное не получают не только пара сотен человек в Челябинске или на Шикотане, а 78 тысяч по всей России.

В контексте

03.12.2017

На защите материнства и детства

Максим Топилин, министр труда и социальной защиты РФ: «Если на начало прошлого года это было всего 2,5 миллиарда рублей, в принципе это была незначительная сумма, то к концу года она составила 3,5 миллиарда рублей, на 1 апреля этого года это уже почти 4,5 миллиарда рублей. Мы постараемся принимать все необходимые меры».

Владимир Путин, президент РФ: «Это вопрос очень серьёзный, поэтому здесь никакого формализма быть не должно. И нужно настроить Ваши службы на то, чтобы работали исходя из реалий, а не из каких то статистических данных».

В эту неблагополучную статистику попали частники, а не государство. Ситуация как в 1990-ых, когда без денег сидели бюджетники, больше не повторится, уверяю в Кремле. Их зарплаты – неприкасаемая часть бюджета, которую Дума теперь формирует а в первую очередь. На Охотном Ряду, в свою очередь, тоже умеют считать деньги и поправляют министра труда: рост задолженности был не таким резким, как доложили президенту. В апрельскую ведомость Росстат почему-то включил давно известный долг Трансаэро, и именно так появился этот скачок на миллиард. Впрочем, депутаты признают: проблему надо срочно решать. Пока же работодатели отделываются совсем смешными штрафами. Вот такой, например, заплатил Уралавтоприцеп, который не выплатил сотрудникам 18 миллионов.

«Юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафов на сумму 105 тыс. рублей, должностное лицо, ответственное за выплату заработной платы, привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 5 тыс. рублей».

По новым правилам - их в первом чтении уже приняли в Госдуме, размер штрафа для начала вырастет в четыре раза. Понятно, что и это не испугает нерадивого работодателя, так что депутаты задумались, как ужесточить наказание.

Валерий Трапезников, член комитета Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов: «Лично я настаиваю – вот работает сто человек, ста наемным работникам не платят зарплату, значит он должен штраф заплатить за каждого конкретного работника. То есть сумма-то может в миллионы выйти. Это как дамоклов меч должен висеть, понимаете?»

Пока эта кардинальная мера остается на уровне идеи – ее должны доработать ко второму чтению. Тут главное – не перегнуть палку. Если из-за неподъемного штрафа фирма закроется, то пострадает – снова - сам работник.

Ольга Баталина, председатель комитета Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам инвалидов: «Повышение ответственности работодателя с одной стороны не должно приводить, в конечном счете, к серьёзному ухудшению его финансового положения, тем самым приводить к ситуации, когда перспективы на выплату зарплаты в принципе будут сведены к нулю. Но с другой стороны работодатель должен понимать, что кредитование собственной деятели за счет финансовых возможностей работника в Российской Федерации не допустимо».

Новый асфальт положат не только в Омске, а по всей стране. И пусть не такими ударными темпами, зато с соблюдением сроков и технологий - надо ещё посмотреть будет, кстати, что станет с дорогами в городе трудовой славы следующей весной. Региональный дорожный фонд в масштабах страны уже решили увеличить в два раза. 40 миллиардов направят из сборов за топливные акцизы. Правда, кто гарантирует, что и эти дополнительные средства не растают на глазах?

Антон Цветков, председатель комиссии по безопасности общественной палаты РФ: «Деньги и сейчас есть. И важно, чтобы качество ремонтных, строительных работ было на должном уровне. Потому что коррупционная составляющая очень высока. Те люди, которые принимают эти дороги и подписывают акты, они обладают определенными коммуникациями со строителями».

И дело тут не только в коррупции. До недавнего времени местные власти считали дорожный фонд своеобразной заначкой. Не хватает на школы, детские сады, да хоть на представительские расходы - средства берут именно оттуда. Это и хотят запретить: дали деньги на дороги – вот и тратьте на них. А не на все подряд.

Максим Соколов, министр транспорта РФ: «Необходимо также, чтобы появилась в законодательстве норма, в соответствии с которой будет обеспечено использование средств дорожных фондов именно на цели содержания, развития дорог».

Владимир Путин, президент РФ: «В Думу направить и проконтролировать, чтобы закон прошел».

Максим Соколов, министр транспорта РФ: «Есть Владимир Владимирович, возьму на личный контроль».

На личном контроле у президента теперь и ситуация в аптеках. Для недорогих жизненно важных лекарств варианта два: субсидировать или регулировать цены. Что лучше - правительство еще не определилось. Риски есть и там, и там. Выборочная поддержка фармкомпаний может и вовсе создать прецедент для социального шантажа. Где гарантия, что через год или два предприниматели не потребуют ещё и ещё, угрожая, в случае отказа, вовсе прекратить выпуск дешевых таблеток?

Алексей Старченко, доктор медицинских наук, председатель Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе: «Путь в субсидирование – это путь к тому, что завтра они скажут. Вы знаете, нам нужно антибиотики субсидировать, нам нужно инсулины субсидировать, нам надо противоопухолевые препараты субсидировать. Получится, что самая в мире богатая фармацевтическая компания, которая живет сегодня абсолютно безбедно, она будет жрать наш бюджет».

Другой способ – перерегистрировать цены и поднять их до уровня не более 50 рублей с ограничением рентабельности в 30 процентов. Но и это может обернуться неприятными последствиями для населения.

Аркадий Дворкович, заместитель председателя правительства РФ: «По нашим расчётам, общее возможное увеличение цен в денежном выражении составит не более 3–4 миллиардов рублей. В потребительской корзине это сотые, максимум десятые доли процента».

Потребители должны знать, что скрывается за привлекательной упаковкой. Чтобы воронежских – и всем остальных аграриев, которые пытаются сейчас обеспечить страну недорогими и качественными продуктами, не выпихнули с рынка транснациональные корпорации, продукты с содержанием пальмового масло предлагают чуть ли не уравнять с сигаретами. Такими же крупными буквами писать на пачке: «содержит заменитель молочного жира». И строго наказывать в случае неисполнения этих требований.

Александр Ткачев, министр сельского хозяйства РФ: «Если раньше у нас наказание было 50 тысяч рублей, то сегодня – до 8 миллионов рублей. То есть это будет существенно, и мне кажется, рынок правильным образом отреагирует на это».

Путин дал министрам конкретный перечень задач: что и к какому сроку необходимо сделать. И уходящая неделя снова проверила на прочность схему взаимодействия сразу нескольких ведомств. От паводка пострадали более ста населенных пунктов. Но благодаря слаженной работе жертв удалось избежать. МЧС отработало на отлично. Военные продемонстрировали класс, разбомбив ледяные заторы. А местные власти вовремя организовали эвакуацию. Даже страусов спасли и лису, хотя последняя, кажется, и сама могла бы справиться.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ