Пробуждение Сербии

24.04.2016

В Сербии сегодня проходят досрочные выборы в парламент. Официально причиной новых выборов стало желание получить у граждан страны мандат на проведение в стране больших реформ. Неофициально - желание проевропейских партий укрепить свои позиции.

Однако предвыборная кампания показала, что пророссийских партий стало только больше. Из почти двух десятков - таких половина. Конечно, большинство мест в парламенте им не взять, но и не замечать их будет уже сложно. Один бунтарь и гаагский сиделец Воислав Шешель чего стоит.

Первые результаты голосования будут известны уже ночью. С некоторым трепетом их будут ждать и в Вашингтоне, и в Брюсселе, и в Москве, что понятно: речь не только о новых реформах в политике и экономике - страна по сути решает, в какую сторону ей вообще идти дальше. Какой разворот сделает она в ближайшие годы - на восток или на запад. А внутренний запрос на сближение с Россией на Балканах только растет.

Именно поэтому очень многое зависит от молодых сербов. От тех ребят, кому сегодня лет 25. По сути - ровесников новой Сербии. Да, сегодня за них еще многое решают политические старики. Но ведь лет через 10-15 всё изменится.

Наш специальный корреспондент Анатолий МАЙОРОВ поехал в Белград, чтобы уже сегодня найти ответ на вопрос: чего хочет молодая Сербия?

Анатолий Майоров, корреспондент: «Вы как? Волнуетесь сами?»

Милица Джурджевич, кандидат в депутаты парламента Сербии: «У меня радио через 1 минуту»

Анатолий Майоров, корреспондент: «А они сейчас просто перенесут эфир?

Милица Джурджевич, кандидат в депутаты парламента Сербии: «Извините, радио Белград?»

Сказать, что мы опаздываем — не сказать ровным счетом ничего. Прямой эфир на радио уже идет, а нужный адрес до сих пор не найден. Белградские улицы играют в прятки, переулки досаждают внезапными заторами, Милица Джурджевич не теряет самообладания. Жизнь научила ее не впадать в панику 17 лет назад. Жестко научила. Тогда, весной 99-ого она бегала не по безопасным коридорам городского радио, а под грохот взрывов — от стены к стене, в подвале дома, который бомбили самолеты НАТО. Милице было всего восемь лет и она жила в районе, который на этих кадрах разрывают американские ракеты томагавк и бомбы с обедненным ураном. Это были два с половиной месяца подземной жизни — 78 дней бомбардировок и веры в чудо. Что очередная крылатая ракета не упадет где-то слишком близко.

Ведущая: «Как мы и обещали — у нас в гостях лидер избирательного списка под номером 10 «За Свободную Сербию». Милица, что вы можете предложить вашим избирателям?».

В контексте

19.02.2017

Бешеный пёс Мэттис научит их НАТО любить. И платить.

Сейчас ей 25 и она самый молодой кандидат в депутаты сербской Скупщины. Вместе с Милицей — несколько тысяч представителей сербской молодежи — того самого поколения подвалов, которое лишилось детства под грохот натовских снарядов. Молодые граждане распятой Югославии, хоронившие своих родителей во дворах своих же домов — в перерывах между авианалетами. Не понимают, почему насильников и убийц своего народа теперь нужно называть друзьями.

Милица Джурджевич, кандидат в депутаты парламента Сербии: «Мы с ужасом наблюдаем за тем, как сербская власть склоняется к сотрудничеству с западом — с каждым годом это заметно все больше и больше. Сначала мы отдали Косово, потом подписали договор с НАТО — с теми, кто нас же и уничтожал в 99-ом. Молодежь просто не понимает, что происходит с этой системой».

Фрагмент клипа Белградский Синдикат «Система врет»: «Система врет, обманывает нас, не верьте, боритесь — от колыбели до могилы, вставайте немедленно, пора».

Это голос сербских улиц, сербского поколения подвалов. Топовая у молодежи хип-хоп группа «Белградский синдикат» сняла новый клип, где без пиетета обратилась и к западным кураторам и к нынешним властям Сербии. Да, это уже почти предупреждение — люди в касках и дубинками в руках, по другую сторону - уличные протестующие. Молодые, выжившие. Вполне реальное развитие событий в маленьком православном государстве. Разорванном на части, но не побежденном.

Феджа Димович, адвокат, участник группы «Белградский Синдикат»: «В принципе сербский народ очень терпеливый. Сами видите, у нас нет большого числа протестов, а поводов достаточно, ибо люди живут очень плохо. Тут, знаете, как говорится, когда серб слетит с катушек, то только держись. Если накипит и котел рванет, то может дойти до серьезного бунта».

Эти прогнозы можно было бы списать на фантазии воспаленного подросткового сознания. Но — перед камерой человек средних лет в недешевом пиджаке — адвокат, семьянин, уважаемый серб одним словом. Днем. И почти каждый вечер — участник хип-хоп «синдиката» — кеды, футболка, свободные штаны — студия по иронии судьбы находится на цокольном этаже жилого дома. Здесь пишут музыку поколения подвалов. Которое спустя 17 лет, больше не намерено прятаться в своей собственной стране — у себя дома.

Фрагмент клипа Белградский Синдикат «Система врет»: «С малых лет меня обманывают и, как вола меня используют. Говорят мне про то, как власть – бедная – катается в корыте».

Феджа Димович, адвокат, участник группы «Белградский Синдикат»: «Банки ММФ и корпорации важны – система работает, чтобы делать им деньги». И наступит справедливость, когда их царство рухнет».

Это Скупщина, как у нас – Госдума. Определяет внутреннюю и внешнюю политику страны. Перед центральным входом в Скупщину натянут вот этот 50 метровый тряпичный баннер с фотографиями 2000 тысяч человек, которые погибли от бомбардировок НАТО. Все это – мирные сербы, не военные. Депутаты Скупщины этот баннер вроде бы и чтут, но в самый ответственный момент как будто бы не замечают, ведь уже 8 лет в этом здании выбирают западный, евроинтегрированный, лояльный НАТО курс развития страны. Совсем недавно с Североатлантическим альянсом был подписан договор, согласно которому солдаты НАТО могут перемещаться по Сербии так, как им захочется. Сегодня или завтра оно могут приехать на эту площадь и тогда интересно, что будет с этим стендом памяти.

Пару месяцев назад на шествие против договора с НАТО вышли около десяти тысяч человек, большинство — молодежь Белграда. На плакате активистов — фотография Милицы Ракич — сейчас она символ молодежного сопротивления. Ей было 3 года, когда она не успела добежать до подвала во время авианалета. На вопрос народа — зачем теперь нам договор с ее убийцами, сербская власть отделалась ответом из анекдота  - «это не то, что вы подумали». 

Милица Джурджевич, кандидат в депутаты парламента Сербии: «НАТО всерьез нацелено на Сербию и хочет ее проглотить. Договор недавно заключили с Черногорией и Македонией, которые хотели сближения с Россией, но в ответ на эти идеи получили от запада предупреждения — война в Куманово и революция в Скопье».  

Предвыборный митинг Милицы проходит под любимую русскими и сербами Катюшу. Сквер тут же собирает десятки неравнодушных, прохожие просят фотографий и автографов. Сейчас она — представитель вымирающего в Сербии политического вида — лояльного не Вашингтону, а Москве. До апрельских выборов, в Скупщине не было ни одной партии, которая бы блокировала непопулярную в народе евроинтеграцию. Премьер Вучич — лично подписал договор с Нато. Бывший пресс-секретарь Милошевича Дачич — не смог блокировать соглашение, от которого его же шеф Слободан устроил сальто в собственном гробу. Сейчас эти новые старые лица опять избираются в парламент. Будет ли там место для тех, кто не верит в связь с Западом  — большой вопрос. Но в Сербии очень ищут ответ. Иначе к той же цели поколение подвалов пойдет другим путем. О нем говорят шепотом, его оправданно боятся, но он — возможен.

Феджа Димович, адвокат, участник группы «Белградский Синдикат»: «Мы поддерживаем протест. Но здесь очень велик риск повторить историю Украины. Когда протест будет использован против нас самих же - для достижения чьих-то интересов. Например, октябрь 2000. Все мы были на улицах и все мы хотели свергнуть Милошевича. Но мы и предположить не могли, что в итоге придет новая демократическая олигархия, которая обворует и разорит страну».

Они принципиально не покупают иностранные машины, предпочитая подержанную Ладу. Активисты многочисленных молодежных организаций, которые ходят по лезвию ножа — их уже обвиняли в национализме за разгон геев и трансвеститов, некоторые из них — до сих пор под следствием. Это еще одна часть поколения подвалов — герои своего народа, искренние друзья всех русских, но такие неугодные сейчас для сербской власти и их западных руководителей. На вопрос о месте встречи, Младен Обрадович даже не думая пригласил нас в Крым.

Младен Обрадович, историк, бывший руководитель организации «Сербский образ»: «Люди видят, что Россия больше не та страна, которая не могла 17 лет назад защитить Сербию и себя. Россия единственный защитник традиционных ценностей в мире».  

С ужасом, это понимают и на западе. Недавно фонд Рокфеллеров провел анкетирование сербской молодежи, 70 процентов выбрали сербско-русский, а не сербско-европейский вектор развития страны. А поскольку опрос был с помпой анонсирован и социологи были уверены в других результатах, скрыть данные исследования не получилось.

Зоран Лукич, житель Белграда: «Сербии не нужна Европа. Наш святой Петр Циртинский говорил — молитесь богу и держитесь России — это наша политика и мы так делаем».

Просто однажды это право у них уже пытались отобрать. Европа уже однажды подсуропила. Потеря Косово с уничтожением православных храмов и этническими чистками сербского народа — то, что эти парни видели лично — это было 17 лет назад. А раз пережив такое, уже всегда будешь дорожить — тем, что имеешь и тем, чего нет, но очень хочется вернуть. Новый туристический маршрут, которым любого гостя из России проведет поколение современных сербов – для них все-лишь ностальгия. Сверхидея этой молодежи не в погоне за союзами, сербы хотят сотрудничать оставаясь сербами. Тесная связь с Россией была и будет на правах самоуважения, отношения с западом – провалились из-за того, что Запад пытался сербов изменить ментально и географически. И поколение подвалов это не забудет даже несмотря на решение сербских властей все-таки снести разбитое американское ракетами здание Генштаба.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ