Владимир Путин заявил о готовности Москвы помочь Тегерану в реализации перспективных проектов. Не исключается также возможность создания зоны свободной торговли.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Об этом президент России сообщил по итогам саммита стран-экспортеров газа в Тегеране и серии двусторонних переговоров. В свете последних мировых событий разговор вышел далеко за пределы экономической тематики. Наш корреспондент Дмитрий Кулько передаёт из Тегерана.
Пёстрый персидский ковер, его организаторы выбрали для церемонии рукопожатий, как нельзя под стать саммиту. Лидеры таких разных государств, в чьих руках почти восемьдесят процентов мировых запасов голубого топлива, вместе формируют энергетическое будущее планеты, на этот раз в Иране. И о какой международной изоляции тут можно говорить? Тем более, что договорённости, достигнутые на прошлой, московской встрече, заметно сплотили этот Клуб, позволили выработать общую ценовую политику и избавили от части рисков. За новые победы молитва, с неё в Иране начинается всё. Уже сегодня говорят, это своеобразная "газовая" ОПЕК. Но если экспортёры нефти ломают голову, как бы стабилизировать цены, здесь постановка главного вопроса куда более оптимистична - как покрыть растущий спрос на газ.
Владимир Путин, президент РФ: «Это открывает большие возможности для наращивания производства и экспорта газа и одновременно представляет серьёзный вызов, потому что понадобится кардинально ускорить освоение новых месторождений, модернизировать перерабатывающие мощности, расширить газотранспортную инфраструктуру, ввести в строй дополнительные трубопроводы и наладить разветвленные маршруты поставок сжиженного природного газа. Столь амбициозные планы требуют масштабных капиталовложений, период окупаемости которых растянется на десятилетия вперёд. И инвесторам, конечно, нужны четкие, твердые гарантии. Но главное, наравне с производителями газа инвестиционные риски должны нести и будущие потребители. За энергетическую безопасность надо платить всем».
Меняется в газовом мире многое, и Россия, что называется, в тренде. Во-первых, мы стали продавать сырье, в том числе и через биржевые торги, во-вторых, активно производим сжиженный газ. В таком виде и США пытается поставлять топливо в Европу, но, по оценке экспертов, конкуренции с нашей страной не выдерживают. Тем более Россия намерена увеличить добычу ещё на 40 процентов.
Владимир Путин, президент РФ: «Если в 2014 году мы добыли 578 миллиардов кубических метров, то к 2035 году планируем добыть 885 миллиардов кубических метров. С партнерами из Евросоюза мы планируем осуществить целый ряд инфраструктурных проектов, с Турцией проводим согласование южного маршрута. Наша страна будет также экспортировать газ, и увеличивать свои поставки на восточном направлении, и здесь у нас очень позитивная работа идет с нашими партнерами из азиатских стран: и с Китаем, и с Индией, и с другими нашими партнерами».
Но главное, не изменять традициям, и придерживаться долгосрочных контрактов, напоминает Путин, ведь это проверенный метод обеспечения энергетической безопасности. О другой актуальной проблеме, безопасности антитеррористической, принимающая сторона позаботилась на самом высоком уровне. Кажется, наверное, даже слишком, ведь даже переводчика на русский по ошибке не пустили в зал заседаний. А журналистам запретили в пресс-центр проносить планшеты и ноутбуки, впрочем, потом сжалились — даже интернет дали. Но подозрения, уж точно, остались, учитывая, что накануне здесь был осужден сотрудник «Вашингтон пост» за шпионаж. Так что, никого из прессы не пустили на встречу Путина и аятоллы Хаменеи. Духовный лидер Ирана, выразил надежду на дальнейшее тесное сотрудничество наших стран. Сошлись Москва и Тегеран и в позиции по сирийской проблеме: судьбу арабской республики должен решать её народ, а не Вашингтон. Аятолла поблагодарил Владимира Путина за поддержку в бывшем камнем преткновения с Западом, вопросе иранской ядерной программы. Российский лидер пообещал, что поможет Тегерану и дальше перепрофилировать ядерные производства мирных в научных целях.
Иран превращается в крупного экономического игрока. Правда, постепенно, по мере снятия санкций, но страны всего мира со своими технологиями уже выстраиваются в очередь на новый рынок. Хотя сам Иран свой выбор, похоже, уже сделал. Собирается войти в Евразийский экономический союз и создать общий банк с Россией. В ближайшие время планирует приобрести сотни самолётов, уж очень понравился иранцам наш «Суперджет». В аэрокосмической сфере товарооборот может вырасти на четыре миллиарда долларов, ещё пять миллиардов Россия готова дать Ирану в кредит. Но главное, чего ждёт Тегеран - как только окончательно развяжутся руки, открыть свое недра "на полную".
Хасан Рухани, президент Ирана: «Я приглашаю все государства инвестировать в Иран. Власти, в свою очередь, обеспечат все необходимое для создания комфортных условий для инвесторов в области энергетики. Каждая страна, из тех, что представлены на форуме, имеет свои интересы в добыче и реализации газа. Но мы считаем, что в рамках ФСЭГ интересы каждой из этих стран могут соблюдаться без всякого ущерба для других».
И не только без ущерба, с выгодой. Российские специалисты будут участвовать в разработке газовых месторождений Боливии. С президентом Эво Моралесом Владимир Путин обсудил возможности сотрудничества и в других Отраслях энергетики, в Южной Америке будет создан крупнейший центр по изучению ядерных технологий. А уже на другой двусторонке, Николас Мадуро, президент Венесуэлы, восхищался решительностью России в борьбе с терроризмом.
Кто с признанием, кто с простым интересом, но, конечно, все лидеры стран и журналисты задавали вопросы Владимиру Путину о военной операции в Сирии. Альянс с Ираном по обмене разведданными, позволяет безошибочно ставить цели на картах нашей авиации.
Владимир Путин, президент РФ: «Продолжим координацию по борьбе с терроризмом. Будем укреплять наше взаимодействие в рамках международной группы по Сирии, это делается, разумеется, по согласованию с иранскими партнерами". "Думаю, без их участия это было просто невозможно" Работа российских военных в Сирии приносит положительный результат, но решить проблему Сирии могут только политические переговоры».
Президент Туркмении тоже расспрашивал про удары по ИГИЛ, те, которые наносятся из акватории Каспия.
Владимир Путин, президент РФ: «Террористические организации, такие как так-называемое ИГИЛ и прочие, они не щадят никого, они занимаются зверствами, не щадят, в том числе и гражданские суда. Поэтому, если какие-то неудобства создаются, то их, конечно, надо минимизировать. Но имея трагический опыт, связанный с нашим самолетом, мы будем делать это до тех пор, пока посчитаем нужным, для того, чтобы наказать виновных».
Из-за плотного графика российский президент улетал из Тегерана уже глубокой ночью. Но, между обсуждениями экономических и политических проблем, нашлось время и для дружеского подарка. Верховному руководителю исламской республики Владимир Путин преподнес один из древнейших экземпляров Корана.
82%
0.12 99.72
0.53