В Москве собрались ученые, посвятившие свою жизнь "кристаллографии"

В Москве открылся первый кристаллографический конгресс. И произошло это в самом большой и современном павильоне ВВЦ не случайно.

На одной площадке нужно было разместить больше тысячи учёных, за которыми разработки будущего. О магических кристаллах - Анна Воропай.

Эти кристаллы нельзя брать в руки - они содержат в себе канцерогенные и токсичные  вещества, поэтому в лаборатории ученые работают с ними в перчатках. Для организма человека они вредны, но человечество без них уже не может. Сфера применения огромна.

Микросхемы, ЖК телевизоры, телефоны, компьютеры, даже варочные панели на кухне - современная техника не обходится  без кристаллов - они повсюду. Пожалуй, не летают только в воздухе. И не все из них так вредны. Они буквально правят миром, но только с открытием уникальных свойств стали помогать людям управлять своей жизнью. Без них не было бы нас самих - некоторые части организма тоже состоят из кристаллов, например, роговица глаза. Именно поэтому так важно познать их свойства.

Михаил Ковальчук, президент Национального исследовательского центра "Курчатовский институт": «Вся наша жизнь дальше – мы хотим разобраться в болезнях - рентгеновская кристаллография. Детали, понимание, белки, смысл болезней и дальше – что мы едим, как мы стареем».

Все это пытаются выяснить ученые. В зале - биологи, химики, физики, кристаллография – наука на стыке наук. На первый российский кристаллографический конгресс специально не приглашали участников-иностранцев. Таким образом, решили проверить, как вообще в стране обстоят дела с этой областью.

Михаил Ковальчук, президент Национального исследовательского центра "Курчатовский институт": «Среди этих 1600 участников почти 900 – это люди моложе 35. Я думаю, это наглядное свидетельство того, что российская наука, пережив вместе со страной сложный период выживания, она фактически заявила о себе во весь голос».

Среди таких молодых ученых Алексей Быков, инженеру-исследователю всего 24, а его установка по измерению температуры частиц уникальна. Вместе с коллегами недавний выпускник Бауманки создал акустооптический спектрометр  – прибор, который дает возможность измерить температуру частиц, которые в будущем должны стать основой для самых современных компьютеров.

Алексей Быков, инженер-исследователь Научно-технического центра РАН: «Тот же, грубо говоря, Стив Джобс, он просто был гений в своей области. Может быть мы, наша лаборатория, тоже в каком-то смысле гениальна в своем направлении. И если у нас это пойдет, мы добьемся не меньших успехов, чем он, но в  это будет в масштабах научного оборудования».

Сейчас это все еще кажется фантастикой, но и те идеи, что кристаллографы ровно 50 лет назад представили на всемирном конгрессе в Москве-он прошел в Кремлевском дворце-тоже казались невероятными. А сейчас, ко времени первого российского конгресса  все это прочно вошло в нашу жизнь. Специалисты уже обсуждают то, что еще через полвека станет уже привычной реальностью.

Михаил Ковальчук, президент Национального исследовательского центра "Курчатовский институт": «Должны появиться искусственные органы, и они сегодня уже печатаются. И они сегодня уже печатаются. Грубо говоря, на простом языке 3дэ принтеры. На самом деле – аддитивные технологии, которые создают новые органы, новые лекарства принципиально. Биосовместимые, биодеградируемые. Исчезаемые на солнце упаковки и так далее. Это и есть биоподобие».

Российские ученые здесь вновь впереди – в последние годы нам удалось вернуть былую славу в кристаллографии. Ведь именно наши специалисты когда-то стояли у её истоков. В честь нашего Научно-исследовательского центра кристаллографии  и фотоники названы сразу 9 новых минералов. Это здесь всего за неделю могут вырастить вот такой, 15 килограммовый сапфир. По химическому составу он точно такой же, как тот, что в кольцах и сережках. Но из этого делают сверхпрочные стекла для иллюминаторов.

Владимир Фёдоров, заведующий лабораторией высокотемпературной кристаллизации ФНИЦ «Кристаллография и фотоника» РАН: «Он обладает очень высокой твердостью, высокой температурой плавления, то есть высокой термостойкостью. Температура плавления у него 2050 градусов, то есть он может использоваться в экстремальных условиях».

Свойства кристаллов изучают и на синхротроне в Курчатовском институте. В ускорителе электроны двигаются по окружности и  генерируют излучение, которое попадает на так называемые станции. Чтобы там раскрыть тайны кристаллов.

Роман Сенин, заместитель руководителя синхротронно-нейтронного комплекса НИЦ «Курчатовский институт»: «И на станциях. На некоторых из них – идут кристаллографические эксперименты, то есть именно здесь расшифровывается структура».

Остается только догадываться, какой рывок еще предстоит совершить кристаллографам. Ведь еще в 2010 году нобелевский лауреат Даниэль Шэхтман обнаружил квазикристалы – частицы с симметрией пятого порядка, присущей цветам и иглокожим.  А это уже шаг в фантастическое будущее, где возможно даже совмещение живой и неживой материи.