Секс, наркотики и рок-н-ролл: Как возвысилась и пала империя разврата — самый легендарный клуб «Студия 54»

| Обновлено: 14 247 0

А ещё это была империя СПИДа. Именно в Studio 54 его, скорее всего, приобрели советский артист балета Рудольф Нириев и известная фотомодель Джиа Каранджи. Они были в числе постоянных посетителей. Куда больше повезло Лайзе Миннелли, Сильвестру Сталлоне, Джону Траволте, Арнольду Шварценеггеру, Мику Джаггеру, Диане Росс и… Дональду Трампу. Да-да, нынешнему президенту США. Эти завсегдатаи разнузданных вечеринок смогли пережить порочные вакханалии без смертельных последствий. Эпоха беспорядочной любви, тяжелых (и запрещенных) веществ и неумолкающего диско длилась 11 лет в нью-йоркском здании бывшего театра на пересечении 54-й улицы Манхэттена и Бродвея.

Секс, наркотики и рок-н-ролл: Как возвысилась и пала империя разврата — самый легендарный клуб «Студия 54»

Фото: vev.ru

Перейти в ДзенСледите за нашими новостями
в удобном формате

Короли диско

Один из основателей и идейный лидер «Студии 54» Стив Рубелл тоже умер от СПИДа. Он ушел из жизни в 1986 году, спустя несколько лет после закрытия клуба, громкого дела о неуплате налогов на 2,5 миллиона долларов и 13-ти месяцев тюремного заключения. Его и без того страшный диагноз осложняли гепатит и септический шок.  А ведь до этого он был одним из богатейших людей Нью-Йорка и открыто хвалился, что больше его клуба зарабатывает только мафия. Ему было 45. Его деловой партнер — Ян Шрагер — до сих пор жив. Он также провел более года под стражей, но зато избежал СПИДа. Сейчас ему 71. Американский предприниматель владеет гостиницей и сдает в аренду недвижимость. В основном под бутик-отели. Но 26 апреля 1977 года, в день открытия клуба, перспективы перед деловыми партнерами были куда более радужные. Еще бы! Им покорился Манхэттен.  

 

Шрагер слева, Рубелл справа, фото с открытия «Студии 54», 26 апреля 1977 года
Фото: a.radikal.ru

До ночного клуба Рубелл и Шрагер специализировались на ресторанном бизнесе. Но новое предложение было крайне выгодным. Бывшее здание театра на пересечении 54-й улицы Манхэттена и Бродвея, построенное в 1927 году имело неповторимый антураж, множество потайных ходов, кладовок и, главное, шикарную сцену. До 1943-го здание использовалось по прямому назначению, но после им владела телерадиовещательная компания Columbia Broadcasting Co. (CBS). Тогда здание переоборудовали в телестудию и назвали «Студия 52», — порядковый номер студий компании. Чтобы получить право владения элитным помещением бизнесмены заручились поддержкой и взяли деньги у Джека Души. За помощь они должны были выплачивать ему половину прибыли. В ремонт была вложена не менее солидная сумма — 700 тысяч долларов. Клуб назвали «Студия 54», — в честь 54-й улицы, где он располагался, и компании CBS. Кто бы тогда подумал, что Studio 54 на долгие года превратится в синоним «селебрити», разврата, диско и наркотических безумий. В 70-е это считали свободой. 

Фото: Архив Пятого канала

В половину первого ночи 26 апреля 1977 года клуб распахнул свои двери. Было разослано около пяти тысяч приглашений. Сначала людей было немного, но уже спустя несколько часов у входа яблоку негде было упасть. Начались 33 месяца безудержного веселья. 

Фото: Архив Пятого канала

Знаменитые гости и мистер Трамп

«Студия 54» ставилась жестким фэйсконтролем. На закрытые вечеринки иной раз не могли попасть даже звезды. В тоже время Стив Рубелл лично выбирал «избранных» из страждущей до развлечений толпы при входе. Чтобы попасть внутрь иные раздевались догола, другие предлагали взятки, третьих приходилось доставать из вентиляционных шахт. При этом на танцполе могли двигаться лишь сто человек, когда за дверями клуба томились в ожидании веселья — тысячи. Перед будущим президентом США, бизнесменом Дональдом Трампом двери всегда распахивались. Вот он на фото со своей женой Иваной. 

Второй слева — Дональд Трамп, третий — Стив Рубелл, четвертая — Ивана Трамп
Фото: quora.com

В интервью The Guardian Ян Шрагер рассказал о том, как родилась идея создания клуба, о знаменитых посетителях и поведении Дональда Трампа на вечеринках. Бизнесмен и будущий политик приходил, чтобы засветиться с выгодными людьми и, возможно, заключить не менее выгодные сделки. 

«Нью-Йорк был на грани банкротства в середине 1970-х годов. Опасность витала в воздухе, людей грабили, но одновременно это было также творческое богемное время. Вы могли почувствовать эту энергетику в гей-клубах: повсюду были безумные, танцующие, потные тела. Я был адвокатом, а мой друг Стив Рубелл работал в ресторанном бизнесе. В плохие времена люди ищут, где развеяться, поэтому я предложил открыть клуб. Мы увидели старую телестудию в западной части Манхэттена, которая была похожа на Ливан в то время — там было небезопасно ходить. Но это был хороший выбор. Мы убедили владельца магазина под названием Jack Dushey предоставить нам 400 тысяч долларов, чтобы обустроить здание и сделать клубное освещение. Затем мы собрали команду. И клуб выстрелил. С первой ночи, это было словно удар молнии и поход в Диснейленд. Люди танцевали как дикие. Наша политика, кого пускать была спорной. Но мы хотели создать сочетание разношерстной публики: богатых, бедных, геев, старых и молодых. Из-за такой консистенции и происходит магия. На танцполе можно было заметить кого-то полуголого с огромной женщиной в тиаре. В течение следующих нескольких лет каждая знаменитость приходила в «Студию 54». Но никто не просил ни у кого автографа. Они могли быть самими собой. Энди Уорхол был застенчив и просто любил смотреть. Мик Джаггер был таким же, как и на сцене, а Диана Росс была потрясающей танцовщицей. Я никогда не видел Дональда Трампа танцующим. Он был серьезным парнем», — рассказал в интервью Шрагер.

Фото: mixmag.net

Правда, ресурс Quora опубликовал материал, в котором утверждает, что мистера Трампа все-таки интересовали сексуальные развлечения. А именно «золотой дождь». Издание пишет, что такой «приемчик» был обычным делом для заведения, но при этом не уточняет, участвовал ли в утехе будущий президент или только наблюдал. 

Майкл Джексон до операций и Бьянка Джаггер на белом коне

Гедонизм, а не наркотики, был смыслом и идеологией творившегося в здании на Манхеттене безумия. К сожалению, первое без второго тогда не существовало. По словам Шрагера, клуб постоянно пытался удивить гостей. В день празднования 30-летия Бьянки Джаггер, в 1977 году, на танцпол сбросили четыре тонны блеска. Спустя мгновение на нем появилась сама Бьянка на белом коне. Представление длилось всего несколько минут, но кадры, сделанные папарацци, прославили клуб ещё больше. 

Фото: Rex Shutterstock

«Мне повезло, что я пережил все это. Успех заставлял нас делать глупые вещи, например, бороться с американским правительством. После того, как Стив сказал: «Только мафия зарабатывает больше денег», налоговая была повсюду. Это миф о том, что у нас были спрятаны наличные деньги в стенах и перекрытия по всему клубу. На самом деле, они были в багажниках автомобилей», — признался Шрагер

Фото: museum-design.ru

В 1978 году журналистка Джейн Поли записала в клубе интервью с Майклом Джексоном, который только что снялся в роли страшили в приключенческом мюзикле «Виз» режиссёра Сидни Люмета по сказке Лаймена Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». Майкл был под впечатлением от нового заведения. 

Видео: youtube

«Мне нравится атмосфера в «Студии 54». Я бывал на многих дискотеках, и они мне не нравятся. Я был в клубах по всему миру… Здесь нравятся ощущения. Радость, падающие сверху конфетти. Балкон. Это же так здорово! Правда! Сюда приходишь, когда хочешь убежать от мира. Это на самом деле эскапизм», — говорил юный Майкл Джексон.

Считается, что отдых в этом клубе повлиял на звучание его следующего альбома Off The Wall, выпущенного годом позднее. Вот Майкл Джексон вместе со Стивеном Тайлером, фронтменом набиравшей тогда популярность группы Aerosmith. Также сохранились кадры, где Майкл Джексон общается в «Студии 54» со знаменитым режиссером Вуди Алленом.  

Стив Рубелл, Майкл Джексон, Стивен Тайлер и Шери Кэрри
Фото: condenast.ru

Далеко не 18

Руководство клуба делало ставку на разношерстность стильной публики. Так, звездой танцпола и легендой клуба была Диско Сэлли. Старушка за 80. Она была постоянной посетительницей заведения и всегда устраивала зажигательные танцы с молодыми мужчинами.

Фото: Архив Пятого канала

Другой «возрастной перекос» — не достигшая и 17-ти лет Брук Шилдс. Девушка также была частой гостьей ночного заведения. Папарацци застигли ее вместе с дизайнером Кельвином Кляйном. Брук как раз накрыла волна славы, ведь она только что снялась в рекламе джинсов этого дизайнера. В ней девушка говорит:

«Вы хотите знать, что находится между мной и моими джинсами? Ничего!»

Фото: d.radikal.ru

Да что уж там лицо с рекламы. В клубе видели принцессу Монако Грейс Келли и вдову президента Джона Кеннеди. Правда документальных подтверждений этому не сохранилось. А это американская актриса Блайт Даннер с дочерью Гвинет Пэлтроу. Вечеринка по случаю вручению «Оскара». Гвинет здесь лет 15-16. 

Фото: vev.ru

Фирменный стиль студии

Помещение имело впечатляющие размеры: 100 метров в длину и 80 в ширину. Балконы и колонны, оставленные дизайнерами, дополняли ощущение театральности происходящего. Над танцполом нависал балкон со столиками для отдыха. Танцевальную зону украшала двигающаяся картина Man in the Moon. Когда к носу «Человека на Луне» приподнималась ложка с горочкой белого порошка, включался свет… и с потолка сыпался кокаин. После закрытия клуба эта декорация отправилась в клуб MGM Grand в Лас-Вегасе, где ее можно видеть и сейчас. 

Фото: djmag.ru

Но настоящий разврат и наркотический разгул был в «Резиновой комнате» на третьем этаже клуба. Здесь предпочитала отдыхать богема Нью-Йорка. Названа комната так была вовсе не по количеству людей, которых могла вместить, а в честь материала, который так хорошо отмывался после сексуальных оргий. Аналогичные комнаты находились и в подвале клуба. По воспоминаниям диджея и резидента клуба Ники Сиано, Содом и Гоморра по сравнению с ними были детским садом.

Фото: Архив Пятого канала

Обратной стороной этого хаоса были деньги и карьерный старт. Бармен считался звездой. Среди них была жесткая иерархия. Был шеф барменов, его подчинённый, руководящий ещё четырьмя подручными за стойкой, ещё несколько дежурили вокруг бара. Балкон обслуживали исключительно девушки. Только они допускались и к работе в гардеробе. Почти все бармены-мужчины были геями, и гости могли увезти их с собой для утех. Эта опция даже была указана в прейскуранте. Что уж там, этим пользовался и сам Рубелл. Отношения с одним из барменов в последствии сыграли с ним злую шутку…

Фото: djmag.ru, Рубелл выбирает публику 

Конец «прекрасной эпохи»

На каждую из своих ночей «Студия 54» тратила от двух с половиной до ста тысяч долларов. И они окупались сполна. Но все перевернулось 14 декабря 1978 года. В клуб вломились 30 агентов американской налоговой службы. Кокаин, пачки денег, о которых никто и не думал заявлять в налоговую. Хозяев клуба обвинили в сокрытии двух с половиной миллионов долларов. Рубелл и Шрайгер получили по 3,5 года тюрьмы, но в итоге провели за решеткой лишь по 13 месяцев. Все это время за клубом следил их менеджер Майкл Овертингтон (который, к слову, начинал карьеру с уборщика за три доллара за час). Ситуацию подогрел в 1979 году бывший сотрудник клуба Дональд Луни, «не очень тактично уволенный» Стивом Рубеллом. Он «слил» свои знания о черных делах клуба правительству США. 

 

Фото: nydailynews.com

После освобождения руководителей клуб вновь открылся 12 сентября 1981 года. Но былой славы уже не имел. Эпоха диско уступила эпохе MTV. Окончательно клуб был закрыт в 1986 году, оставив «прошедшим его школу» воспоминания, которыми они кормятся по сей день. Так 5 сентября 2017-го вышла книга Яна Шрагера. К слову, в том же году он получил полное и безоговорочное помилование от президента Барака Обамы. Все прошлые обвинения с него были сняты, а репутация очищена.

Фото: shopedition.com 

Предисловие к почти 400-страничному изданию написал Боб Колачелло, управляющий редактор Interview с 1970 по 1983 год и завсегдатай клуба. Вот он, слева от Энди Уорхолла. 

Фото: livejournal.com

«Студия 54» была больше чем дискотекой — социологическим феноменом, историческим событием, которое подкинуло материала десяткам книг, статей, телешоу, документальным и художественным фильмам спустя сорок лет после своего открытия. В Нью-Йорке конца 70-х ничего другого и представить было нельзя. Попасть внутрь — тоже было из области фантастики. Те, кому это удавалось, становились настоящими звездами, как рокеры, актёры, модели, политики и спортсмены. В роли управляющего редактора Interview у Энди Уорхола я бывал там почти каждую ночь. То есть настолько часто, что Vogue процитировал меня: «Живу на «Студии 54». Под конец трех диких, беспечных, божественно безумных лет, цитата несколько изменилась: «Тони Беннетт оставил свое сердце в Сан-Франциско. А я оставил свою печень в «Студии 54». И, к счастью, выжил», — написал Боб Колачелло.

Действительно, имена тех, кто выжил, остались в истории. Тех, кто не перенес эпоху «Студии 54» попросту забыли. И хотя сейчас знаменитых клубов на Манхеттене и в Нью-Йорке предостаточно, ни одному из них уже не удастся переплюнуть ставу, в том числе дурную, «Студии 54». Эпоха диско и вседозволенности прошла навсегда. Отчасти, возможно, и к лучшему.

Ания Батаева



Последние новости

5:14
4:54
4:36
4:35
4:16
3:58

Сейчас читают


Новости СМИ2


Новости партнеров