Ученые выяснили, что делит муравьев на «рабов» и «королев»

Биологи из США установили истоки деления на касты в колониях общественных насекомых.

Ученые выяснили, что делит муравьев на «рабов» и «королев»

Фото: Global Look Press

Американские ученые установили ген, который отвечает за распределение функций в колониях общественных насекомых — муравьев, пчел и термитов. Исследование биологов нью-йоркского университета Рокфеллеров опубликовано в журнале Science.

Как известно, колония муравьев состоит из нескольких каст, выполняющих разные функции. Одни особи отвечают за воспроизведение, другие же кормят и защищают потомство, являясь добровольными рабами.

Группа ученых во главе с Дэниелем Кронауэром выяснила истоки такого социального расслоения, изучив активность генов в клетках мозга у рабочих особей и маток муравьев вида Ooceraea biroi. В колониях этих перепончатокрылых нет разделения на «королев» и «рабов», а воспроизводить потомство может любая особь, «переключаясь» между этими фазами.

Как выяснили генетики, за размножение муравьев отвечает высокая активность гена ILP. Этот участок ДНК управляет скоростью обмена веществ в организме насекомых. Так, появление личинок в муравейнике снижает активность этого гена, что заставляло их заниматься поиском пищи и заботиться о потомстве. Когда численность молодых особей сокращалась, концентрация молекул ILP2 увеличивалась и переводила муравьев в «режим размножения».

Ученые полагают, подобное разделение в процессе эволюции привело к расслоению муравьев на две группы — бесплодных рабочих и королев-маток. Таким образом касты могли возникнуть и у других социальных насекомых — пчел и термитов.

Ранее Пятый канал рассказывал об исследователях Университета Алабамы, которые нашил способ омолодить тело человека.