Уникальный иконостас XIX века воссоздают в Смольном соборе Петербурга
Правда, на это может уйти не один год, ведь восстановление проводят исключительно благодаря пожертвованиям прихожан.
Фото, видео: www.globallookpress.com / Aleksey Smyshlyaev; 5-tv.ru
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Иконостас XIX века воссоздают в Смольном соборе Петербурга
Уникальный иконостас XIX века воссоздают в Смольном соборе Петербурга. Мастерам предстоит восстановить алтарную перегородку, полностью утраченную после революции.
Интерьер одного из красивейших храмов Северной столицы украсят три величественных сооружения. Корреспондент «Известий» Павел Панов оценил масштабный проект.
С конца XIX века Смольный собор украшал иконостас, созданный под руководством архитектора Максимилиана Месмахера. Он простоял до 1972 года, пережив революцию и Великую Отечественную войну, но, когда в Смольном начались реставрационные работы, он был демонтирован и впоследствии полностью утрачен.
Прошло больше 40 лет перед тем, как было принято решение о восстановлении иконостаса. Началась большая работа с изучения исторических материалов и иконографических данных: ученые-историки СПбГУ скрупулезно собирали чертежи, документы и изображения собора.
«Это огромное сооружение высотой почти 23 метра и еще два боковых иконостаса в 17 метров. Это огромные сооружения, это металлические каркасы, это деревянная резьба позолоченная, и большие полотнища икон», — говорит диакон, помощник настоятеля собора Роман Катаев.
Реставраторы просмотрели свыше двух тысяч фотографий и смогли в мелких деталях восстановить на бумаге каждый элемент с сохранением пропорций и масштаба, чтобы затем воссоздать его здесь же, в стенах собора. Для мастеров это особенно важно.
«Перед нами, например, элемент, сделанный практически в натуральную величину одного элемента иконостаса. Сохранилась фотография всего иконостаса — прекрасно увеличена. И мастер-резчик, взирая на эту фотографию, делает эту деталь изначально в пластилине. Неспешно, со всеми детальками — цветочек, головка ангела… Да, самый настоящий пластилин — и он легко поддается исправлению, и цель у него такая и есть, потому уже каждая деталь делается в дереве, резчиком», — добавил он.
Предварительно макет согласовывается с архитектором, настоятелем собора и специалистами КГИОП. Особое внимание — к деталям и точности воплощения.
Здесь нет места спешке или импровизации. Задача — сделать иконостас абсолютно таким же, каким он был два века назад, причем с учетом старинных технологий.
Художники работают над созданием 22 икон. Сначала было непросто понять, какими были цвета, по черно-белым фотографиям.
Но позже на помощь иконописцам пришла единственная сохранившаяся в фондах Русского музея икона «Представительство Пресвятой Богородицы» кисти Алексея Венецианова — помогла сопоставить оттенки. Первые работы уже нашли свои места на иконостасе северного придела. Здесь же установили и позолоченные, вырезанные из дерева, элементы иконостаса.
«Кропотливость, с которой совершаются эти работы в строгом соотвествии с историческими материалами, требует неспешности, требует осторожности, внимательности и сколько бы ни потребовалось еще лет, работы будут вестись. Главное — сделать хорошо, чтобы не было стыдно перед нашими предками, которые умели творить шедевры», — указал Катаев.
Франческо Бартоломео Растрелли, который в XVIII веке и воздвиг Смольный собор, сегодня — один из главных символов Петербурга. Легкостью и воздушностью в архитектуре он поражал воображение.
Уникальные интерьеры должны будут соответствовать величественному сооружению. Правда, на это может уйти не один год, ведь восстановление проводят исключительно благодаря пожертвованиям прихожан.
Читайте также
763 мм рт. ст.
93%