15 декабря - день памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей
Союз журналистов России учредил эту памятную дату еще в 1991 году. И, к сожалению, с каждым годом прибавляется число тех, кому этот день посвящен.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Более того, наши коллеги свидетельствуют - сейчас в горячих точках всё по-другому. Нет как таковой линии фронта, за которой гражданское лицо может чувствовать себя в безопасности. А бронежилеты и каски с надписью «пресса» часто приходится снимать, потому что именно резонансная смерть журналиста часто является целью для боевиков. Наш корреспондент Алексей Шанёв - о коллегах.
Каждый день они рискуют жизнями, чтобы мы узнали правду. Они видят гораздо больше, чем показывают, и рассказывают гораздо меньше, чем знают. Абсолютно мирные люди среди войны, смерти, ужаса. Живые мишени. Наплевав на все международные конвенции и договоры, на них охотятся на Украине, в Сирии, Ираке и Афганистане. Но они снова едут на войну, чтобы бесстрастно фиксировать события.
Только в прошлом году на юго-востоке Украины погибли четверо российских журналистов. Оператор Первого канала Анатолий Клян ехал в автобусе с матерями солдат-срочников, которые собирались просить руководство украинской военной части отпустить их сыновей домой. Но неизвестный офицер ВСУ отдал приказ открыть огонь на поражение по автобусу с женщинами и журналистами. Анатолий Клян, получил смертельное ранение, но до последней минуты не выпускал из рук камеру.
Фотокорреспондента агентства «Россия сегодня» Андрея Стенина похитили сотрудники СБУ. Допрашивали с пристрастием, калечили, пытались заставить его признаться в поддержки терроризма, так они называли работу Андрея - репортажи о мирных гражданах которые каждый день пытаются выжить под украинскими градами, о простых шахтерах, докторах и учителях, которые встали на защиту своих собственных домов. Андрея убили, тело бросили в машину и сожгли. Все эти дни, руководители Украинского МВД лгали: уверяли, что Стенин у них, что его допрашивают, и если он действительно просто журналист - скоро отпустят. Продолжали лгать и тогда, когда точно знали: Андрея уже нет в живых.
То, что российские журналисты – едва ли не приоритетная цель для украинских военных и боевиков Нацгвардии, стало понятно после того, как в Луганской области под миномётный обстрел попала съёмочная группа ВГТРК. Наши коллеги снимали репортаж об эвакуации мирных жителей. В этот момент их накрыл минометный залп.
Друг Антона Волошина Георгий Сухоруков вспоминает: лишь за несколько дней до той последней командировки Антон рассказал, куда едет. Он очень серьезно относился к своей работе, страха не чувствовал. Был уверен, что обязательно вернётся.
Следователи уверены, что координировала огонь украинская лётчица Надежда Савченко. Её поймают позже, когда она под видом беженки попытается попасть в Россию. Сейчас Савченко судят. Она так и не признала своей вины, а на родине – на Украине – её уже избрали депутатом и сделали чуть ли не национальной
Задача военного корреспондента – показать правду. Вот только не все готовы эту правду принять. Потому и стреляют в безоружных людей с нашивками "пресса", потому были похищены наши коллеги с канала Лайфньюс, потому в Сирии прямой наводкой обстреливают колонны с журналистами.
Только в этом году при исполнении своего профессионального долга погибли 128 журналистов - в Ираке и Мексике, во Франции и Пакистане. И это - наша общая боль и наш общий долг. И мы, конечно, не забудем ребят.
Всеволод Богданов, председатель Союза журналистов России: «Почему такие лица у наших погибших коллег, такие глаза? Они очень верно ощущали смысл нашей профессии. Это миссия. Это не долг. Я должен пойти, увидеть, раскрыть, рассказать, в чём зло, какое это зло».
763 мм рт. ст.
93%