Как тебе такое, Том Круз? Россия обошла США, первой отправив киноэкипаж в космос

Россия снова обошла США, первой отправив киноэкипаж в космос

Фото, видео: ТАСС / Савостьянов Сергей; 5-tv.ru

Мы снова стали пионерами в исконно нашей отрасли. А еще открыли новую эпоху в истории кино на зависть западным творцам. Режиссер Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд уже работают на МКС над новым фильмом.

Знаменитые люди, вписавшие себя в историю страны, тоже когда-то ходили в школу. И именно учителя помогали им делать первые серьезные шаги в жизни. В этот вторник с космодрома Байконур в космос отправился необычный экипаж. С космонавтом Антоном Шкаплеровым полетели кинорежиссер Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд.

12 дней они будут снимать первый художественный фильм на орбите. Кто бы что не говорил, но для популяризации наших космических достижений, это отличный шаг. Как и для всего человечества. Мы снова стали пионерами в исконно нашей отрасли. А еще открыли новую эпоху в истории кино.

И тут я говорю без всякого пафоса. 60 лет назад, когда Гагарин сказал свое знаменитое «Поехали!», отечественные кинематографисты создали настоящие космические шедевры, на которые, кстати, ровнялись легенды Голливуда. И те, кто сегодня снимают новые российские ленты, вдохновляются бессмертными «Москвой-Кассиопеей» или «Через тернии к звездам!». Корреспондент МИЦ «Известия» Игорь Балдин о кино и космосе.

Этим кадрам позавидовали бы создатели любого фильма. Блокбастер уже на старте: актриса и режиссер отправляются в космос, во время полета пропадает связь, стыковка с МКС — вручную. Но после всех испытаний, как и обязывает жанр, хэппи-энд с симпатичной блондинкой в кадре.

«Каждые десять секунд приносили что-то свое новое. Мне все кажется, что я еще сплю!»

Кино и космос — они ведь всегда шли рядом. В околоземное пространство фильм вышел спустя всего шесть лет после своего рождения. Но это помнили только ценители — в массовом сознании кинокосмос исключительно — вот это.

Только вот кинокосмические каноны задолго до Лукаса задали советские специалисты. Первой космической эпопеей, покорившей, мир была «Планета Бурь», с Жженовым в главной роли. Снято еще в год полета Гагарина. Первый спидер — на воздушной подушке, кстати, родом оттуда.

Сейчас с помощью графики можно нарисовать что угодно. Еще не так давно спецэффекты создавали только вручную. «Москва-Кассиопея» — 1973 год — и, пожалуйста, невесомость. Тросы, свет, центрифуги — чего только не приходилось придумывать, чтобы все это выглядело настоящим.

Первым невесомость на экране показал Кубрик в своей «Космической одиссее». Для создания этого эффекта пришлось построить вот такое гигантское колесо. Режиссер «Москвы-Кассиопеи» обошелся небольшим цилиндром. И в десятки раз меньшим бюджетом.

«Ты куда? В футбол поиграть!»

«Захотелось моему герою по-маленькому. И там была фраза: — Ты куда? — Сейчас вернусь. А я ляпнул: „Ты куда? В футбол поиграть!“ И убежал. Все „ха-ха-ха“. Так она и осталась в фильме», — вспоминает актер Владимир Басов.

Владимир Басов-младший — в «Отроках во вселенной» — он сыграл главного хулигана Лба. Актер вспоминает: многие инженерные решения появлялись прямо на съемочной площадке. Сцена в открытом космосе: подъемный кран, прозрачный пакет с дырками и габаритный фонарь.

«Я садился в этот пакет, его поднимали на кране. Потом его раскручивали, я там делал вид, что мне тяжело, я задыхаюсь. Пошли обедать и меня забыли. Правда, минут через пять очухались. Сказали: „Обед, и все ушли“. Я остался там висеть и стал кричать, как и по сценарию, чтобы до кого-то докричаться», — вспоминает актер Владимир Басов.

Когда режиссер «Кассиопеи» и «Отроков» Ричард Викторов снял «Через Тернии к звездам», ему позвонили из Голливуда: там так и не поняли, как были сделаны спецэффекты в межгалактическом пространстве.

«Это было сделано настолько мастерски, что Ридли Скотт прилетал в Москву, общался со съемочной группой, с режиссером. На тот момент он снимал «Чужих», — рассказывает писатель-фантаст Сергей Кузнецов.

А сколько всего предсказали наши фильмы о космосе. Достаточно вспомнить фильм «Большое космическое путешествие». Дети отправляются к звездам. Как они думают, по-настоящему. А в конце выясняется: полет был тренировочным. И все это время они просто находились в закрытом модуле.

Прошло 36 лет. И здесь в институте медико-биологических проблем запустили программу Марс-500. Экипаж изолировали больше, чем на год. Вот в этих модулях. А ученые тем временем следили за их психологическим состоянием. Так кино в очередной раз опередило время. Теперь уже новый экипаж готовится провести здесь 240 дней — на этот раз — подготовка к полету на Луну.

Вот стандартная комната члена будущего экипажа. И размеры даже не два на два, а, наверное, два на метр. Ответ тем, кто так жаловался, что тяжело сидеть на самоизоляции.

Наш кинокосмос он такой — снят за копейки, зато уж на все времена. Из какого сора растут такие шедевры знает главный художник фильма «Кин-дза-дза», создатель планеты Плюк Теотор Тежик.

«Модель Пепелаца была сделана из всякой дряни, а потом, когда удалось выехать в пустыню, я там нашел море ржавого железа, а из чего еще делать!» — рассказывает художник-постановщик Теодор Тэжик.

Только даже такое кино оно ведь и правда кого-то отправило в космос — в буквальном смысле. Александр Лазуткин в детстве увидел «Туманность Андромеды», а много лет спустя стал бортинженером на МКС. Поэтому сейчас он с особенным интересом следит за киношниками, что ненадолго стали его коллегами.

«Это новые люди, которые увидят землю со стороны. Это люди, которые полгода назад и знать не знали, что полетят, а тут полетели. С ними интересно будет поговорить. Может, они какие-то шедевры родят», — считает космонавт, герой РФ Александр Лазуткин.

Первым актером на орбите очень хотел стать Том Круз, планировал, обещал, но его опередила простая русская девушка. Мы снова шагнули чуть дальше, так же, как и в 60-70-х, эпоху романтиков. И в который раз потянулись через тернии к звездам.