В аэропорту Белграда сейчас не протолкнуться. Буквально пару часов назад прибыл Воислав Шешель. И встречали его с флагами и оркестром. Лидер сербских радикалов, больше 10-ти лет был гаагским узником. Сам сдался, сам защищал себя.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Обвиняли его в преступлениях против хорватов и мусульман в начале 90-х. Долго велось следствие, потом пять лет суда, ещё два - Шешель ожидал приговора. Его так и не вынесли. И вот теперь Шешель освобождён условно, по состоянию здоровья. Но оно не помешает ему, уже известно, заниматься политикой. Вопрос - не был ли политическим весь судебный процесс? Наш корреспондент Елена Норкунайте продолжит тему.
Рейс «Амстердам – Белград». Больной раком Воислав Шешель вернулся домой, в Сербию. Активисты буквально сходят с ума, только лишь увидев лидера радикальной партии. Почти 12 лет он провел в застенках международного трибунала по бывшей Югославии. И все нюансы этого странного судебного процесса о преступлениях тех лет вполне позволяют сейчас именовать сербского политика не иначе, как гаагским узником. А его последователям и вовсе, ликовать, не скрывая эмоций.
Международный трибунал освободил его условно: Воислав Шешель не имеет права встречаться со свидетелями судебного дела и должен вернуться в Гаагу на вынесение приговора, дата которого пока не определена, - т.е. по первому требованию судей.
Александр Шешель, сын: «Я думаю, что они не могут найти способ для завершения этого судебного процесса. Если бы у них было малейшее представление о том, каким должен быть вердикт, - они бы его уже давно приняли. У них в настоящее время нет выхода из сложившейся ситуации».
Все эти годы Воислав Шешель не встречался с родственниками, по мнению которых, гаагскому узнику не оказывали должной медицинской помощи. За годы тюремного заключения 60-летний политик перенес несколько сложных операций, пережил курс химеотерапии. Онкология, проблемы с сердцем. И это тоже стало предметом торга, юридического состязания между обвиняемым и прокурорами.
Гаагский трибунал строго контролируется членами НАТО, теми самыми, которые на стороне косовских сепаратистов вели войну с сербами.
В 2003 году Воислава Шешеля обвинили в преступлениях, за которые прокуроры сразу потребовали 28 лет тюрьмы. Эпизодов много, но основной смысл в том, что лидер радикалов выступал за создание Великой Сербии, со всеми вытекающими. Разжигание межнациональной розни, преследование несербского населения на территории бывшей Югославии. Грабежи, депортации, пытки. Так, например, якобы именно Шешель в 91-м году лично отдал приказ о расстреле 300 военнопленных хорватов. Сербский политик вину категорически отрицал, более того, во время всего судебного процесса настаивал на том, что все провокации были спланированы западными силами. Сегодня политологи не сомневаются в том, что и Гаагский трибунал целых 12 лет вовсе не искал истину, а показательно держал в заключении Воислава Шешеля, как впрочем, и многих других просербских политиков 90-х.
Сам сдался трибуналу и сам же себя защищал. У доктора юридических наук, конечно, были помощники, однако Воислав Шешель не раз доказывал свой профессионализм, порой, довольно экстравагантными методами. Так, например, в 2007 году он объявил голодовку, требуя начать, наконец, процесс, во время которого получил еще три срока за неуважение к суду. За то, что сам не раз брал на себя роль обвинителя.
Воислав Шешель: «Господа, если бы вы были честными, вы бы никогда не согласились быть судьями этого нелегального суда. Поскольку вы согласились, вы согласились и на то, чтобы выполнить задание стран-членов НАТО».
Народные гуляния в Белграде начались еще на прошлой наделе, когда европейский суд фактически расписался в собственном бессилии и решил отпустить на волю защитника сербских интересов. А именно так Воислава Шешеля сейчас представляют земляки-патриоты.
Первое публичное выступление Воислава Шешеля запланировано на эту субботу. На площади республики в центре Белграда радикалы устроят митинг-приветствие для долгожданного лидера. Кстати, за то, чтобы так открыто вновь заявить о своих политических взглядах, гаагский узник отдал международному трибуналу еще пять месяцев своей жизни. В июне этого года ему предлагали сделку: выйти из СИЗО, но под домашний арест без права любых контактов с общественностью. Однако, Воислав Шешель отказался и заплатил за это, учитывая проблемы со здоровьем, достаточно высокую цену.
751 мм рт. ст.
78%