С ГЛОНАСС — полет нормальный? Чем грозит отключение GPS в России

| Обновлено: |
Юлия Федорова
Юлия Федорова Журналист
Эксклюзив 548

Эксперт Базыкин об отключении GPS: авиация России за несколько дней перестроится

Фото, видео: www.globallookpress.com / imago stock&people

Читайте нас в: Дзен Яндекс.Новости

Что будет с самолетами, если отключат GPS и есть ли альтернатива, рассказал заслуженный пилот России Вадим Базыкин.

Росавиация рекомендовала авиакомпаниям продумать полеты без использования глобальной навигационной спутниковой системы (GPS) 22 апреля. Ранее появилась информация о возможном отключении GPS в России, а также глушении сигналов при полетах в районе Калининградской области, над Черным морем, восточнее Средиземноморья и Финляндии.

В гражданской авиации GPS используют для более точной навигации самолетов. Значит ли это, что с отключением системы пилоты будут летать «на глаз»? В интервью 5-tv.ru заслуженный пилот России, летчик-испытатель Вадим Базыкин объяснил, возможно ли отключение GPS на бортах российских самолетов и стоит ли пассажирам перестать летать во имя собственной безопасности.

Отключение GPS в России: есть ли угроза?

По словам эксперта, если российские самолеты «отключат» от GPS, то только вместе с европейскими. Так как американская система навигации — глобальная, то ее действие не распространяется лишь на Северный и Южный полюса. Рекомендация подготовиться к полетам без GPS не означает отключение системы — это очень сложно сделать, считает летчик-испытатель. Кроме того, при отключении GPS в России пострадают и близлежащие страны — например, страны Прибалтики.

Но и в случае отключения говорить о полной беспомощности российских пилотов нельзя: GPS — всего лишь вспомогательная система для самолетов. В этих условиях перед пилотами появятся новые задачи, поясняет Базыкин.

Только ручное управление

По словам летчика, в случае исчезновения GPS пилоты должны будут перейти на ручное управление. Дело в том, что в существующем поколении самолетов средством передвижения управляет не летчик, а компьютер. И бортовой компьютер становится посредником между человеком и транспортным средством. Так как система GPS работает с функцией «автопилот», которым можно даже рулить, сейчас управление самолетом стало проще, чем, например, в советское время. Но даже если пилотам придется управлять самолетом вручную, ничего страшного в этом нет.

«Проблема в том, что наше поколение летчиков требует унифицированного, цифрового мира. И они могли немного разучиться управлять „на руке“. Думаю, что сейчас будут методички у каждой авиакомпании, летчиков „подточат“ за недельку-две», — уточнил эксперт.

Нельзя полагать, что во время полета пилоты ориентируются полностью на GPS, это не так. Система навигации используются по большей части для того, чтобы определить точное местоположение. Труд пилота становится более интеллектуальным. Но сам по себе самолет независим.

Безопасность на земле и на небе

В ситуации, когда на борту перестает работать GPS, пилоты не остаются «одни в поле». Дело в том, что диспетчеры обеспечивают безопасность судна на протяжении всего полета и передают информацию коллегам из одного города в другой.

«Он видит не только метку, но остаток топлива, его скорость, куда летит — всю информацию, которая подается. И автоматически система захватывает точку входа, самолет ведет его уже на другой системе, на автомате, которая стоит в каждом аэропорту», — подчеркнул летчик-испытатель.

Такая система реализована в большинстве городских аэропортов. Другое дело — аэропорты в деревнях, где нет такой системы. Там сложно без GPS, летчики перевозят пассажиров визуально и «на руке».

GPS или ГЛОНАСС для России?

Даже если GPS перестанет поддерживаться в российских самолетах, авиакомпании не останутся без альтернативы. В таком случае будет использоваться мощнейшая российская система ГЛОНАСС, у которой есть несколько различий с американской.

Фото: © РИА Новости / Евгений Биятов

Как уточняет Базыкин, ГЛОНАСС работает даже на полюсах, с точностью 3-6 метров, а GPS — с точностью 2-4 метра.

«Точность зависит от количества спутников: у американцев их 32, у нас 23», — утверждает эксперт.

В настоящее время самолеты подключены и к GPS, и к ГЛОНАСС, но системой «по умолчанию» остается американская. По словам Вадима Базыкина, перестроиться на российскую разработку можно всего за несколько дней.

«Думаю, что „Роскосмос“ сейчас даст инструкции. Весь транспорт у нас сейчас работает на ГЛОНАССе, поэтому авиация за несколько дней может перестроиться. Надо будет немножко привыкнуть, за несколько дней полетов добиться психологического доверия», — предположил летчик-испытатель.

Не бойтесь летать!

Безусловно, если отключение GPS случится, то вылетающим в другие города и страны пассажирам станет об этом известно. Но это не повод отказываться от перелета, считает эксперт. Опасаться не стоит, потому что каждое судно проходит дополетную проверку. Неподготовленный экипаж не сможет даже подняться в небо.

«В авиации даже 1% на невозврат воздушного судна не дается: экипаж должен быть либо отстранен от полета, либо уволен. В авиации жестко выполняются требования системы качества. Есть даже перечень ошибок, при которых неисправный борт имеет право выполнять рейс. Если выходит за перечень неисправностей, то такой борт в небо не поднимается», — заключил пилот.



Последние новости

13:51
13:38
13:33
13:18
13:01
12:56

Сейчас читают


Новости СМИ2


Новости партнеров