Театром абсурда назвал российский МИД британский доклад по делу Литвиненко. Беглый двойной агент был отравлен в Лондоне в 2006 году. В убийстве подозревают двоих граждан России.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Даже сами британцы не скрывают: дело - политическое. При этом ключевые свидетели скончались при очень странных обстоятельствах. Выводы Скотланд-Ярда крайне противоречивы. Наш корреспондент Игорь Максименко - о так называемом "публичном расследовании":
В том, что вердикт в отношении Дмитрия Ковтуна и Андрея Лугового будет обвинительным, наблюдатели не сомневались почти с самого начала. Вернее с того самого момента, когда по прямому указанию британского правительства Скотланд-Ярд изменил форму расследования - с «открытого коронерского» на т.н. «публичное». Как выяснилось, в Англии, публичное – значит не ДОСТУПНОЕ для всех, а всего лишь удобное стороне обвинения. По правилам «публичного расследования» секретные материалы спецслужб принимаются без раскрытия источника информации. Это не позволяет стороне защиты доказать, что тот или иной документ - фальшивка или получен незаконным путем.
В Туманном Альбионе любят говорить о беспристрастности своей Фемиды. Но в деле о гибели Литвиненко она была таковой лишь до серьезного обострения отношений между Россией и Британией, случившегося на фоне украинского кризиса и крушения малайзийского «Боинга». Сразу после этого типично уголовное расследование вдруг стало политическим. И даже судья этого не скрывал.
Сэр Роберт Оуэн, судья: «Как я уже объяснял, публичное разбирательство предпринималось не для того, чтобы изменить ход моего расследования, но для того, чтобы дать мне право должным образом исследовать вопрос наличия ответственности российского государства в этом деле».
Тут же на Россию были спущены все британские СМИ. Появились всевозможные анонимные «профессиональные критики России», из своих укрытий вылезли предатели и перебежчики, окопавшиеся в Британии. Их заявления, как правило, были нелепыми и даже смешными. Но, следователи именно этих людей включили в число свидетелей. Так следует из открытых материалов дела. Разумеется, основной постулат обвинения - тезис о том, что все без исключения тёмные дела на планете творятся только с ведома Владимира Путина. И президент России якобы был лично заинтересован в устранении Александра Литвиненко – носителя неких бесценных знаний о российском истеблишменте. А на деле - двойного или тройного агента иностранных разведок и просто запутавшегося человека.
Официальный Лондон предпочел не рассматривать факты. И повторил давно заученные заклинания.
Ричард Хорвелл, юрисконсульт полиции Лондона: «Весь мир смотрит на Кремль как на заказчика убийства Литвиненко. Цели и вопросы, которые исследовал Литвиненко, чаще всего были связаны именно с Путиным».
Лондонский суд назвал «неопровержимыми доказательствами» причастности России к отравлению Литвиненко найденный в его организме полоний. Вот же – радиоактивный изотоп! Произвести его может только атомная держава. А Россия как раз такая. Тот факт, что в мире больше десятка стран имеют ядерные технологии, никого в Лондоне не волновал.
Мария Захарова, официальный представитель МИД РФ: «Наши коллеги занимаются театром абсурда, все, что развивалось вокруг "публичного" расследования, хотя это уже не театр абсурда, а театр теней - все происходило кулуарно, было засекречено все, что только можно… Использование подобных методов заставляет сомневаться в объективности и беспристрастности доклада. Цель одна - очернить Россию, ее представителей, российское руководство».
В этом деле есть множество странных обстоятельств. К моменту принятия решения о фактическом засекречивании расследования в Британии при невыясненных обстоятельствах погибли ключевые свидетели. Один из них – Борис Березовский, патрон и благотворитель Александра Литвиненко. Другой - Дэвид Уэст, владелец ресторана «Абракадабра», где часто бывали и беглый российский олигарх, и его подопечный. Именно в этом ресторане тоже были обнаружены следы полония. Причем, за два дня до убийства Литвиненко, совершенного в абсолютно другом месте.
И еще одно. Британская сторона очень неохотно выдает визы бывшим и действующим сотрудникам иностранных спецслужб. А если и пускает их к себе, то тщательно следит за ними, едва ли не открыто. Дмитрий Ковтун и Андрей Луговой не только провели в Англии несколько дней, но спокойно уехали домой. Если они были замешаны в преступлении, то почему всевидящие и всезнающие английские детективы выпустили их из страны?