Думай, как рыба! Ученые придумали способ избавления от пробок на дорогах

|
Эльвира Михеева
Эльвира Михеева
119 0

Профессор Хорн: решить проблему пробок в мегаполисах помогут рыбы и птицы

Думай, как рыба! Ученые придумали способ избавления от пробок на дорогах

Фото: ИЗВЕСТИЯ / Константин Кокошкин

Перейти в ДзенСледите за нашими новостями
в удобном формате

Птицы или рыбы умеют двигаться стаей и при этом никогда не попадают в коллапс. Опыт интересный, однако есть несколько но.

Автомобильные пробки на дорогах отнюдь не всегда возникают из-за аварий, сужения полос, светофоров и каких-то других серьезных препятствий. Иногда коллапсу просто не найти объяснение: стояли, стояли и вдруг поехали. Такие заторы ученые называют фантомными, они образуются из-за того, что водители сильно прижимаются к бамперу впереди идущего транспорта и затем не могут плавно реагировать на внезапные изменения скорости потока. То есть, чтобы пропустить вклинивающийся на полосу транспорт, приходится сбавить скорость, сзади идущая машина тоже притормаживает и так по порядку. В итоге дорожная ситуация может резко измениться за 45 минут.

Пробки из ниоткуда

Профессор компьютерных наук Массачусетского технологического института Бертольд Хорн, считает, что фантомные пробки это специфическое — эмерджентное — свойство плотного потока транспортных средств. То есть оно не присуще отдельным элементам, а проявляется, когда участники объединяются. В природе такое тоже бывает, тому пример — косяки рыб или стаи птиц. Они также совершают перестроения и резкие повороты, но коллапса при этом в животной среде не возникает, говорится в исследовании на портале Ieeexplore.IEEE.org.

Бери пример с птиц

По словам ученого, птицы, рыбы, летучие мыши используют метод двустороннего управления расстоянием. Он заключается в том, чтобы контролировать дистанцию не только спереди, но сзади от объекта. Эффективность гипотезы ученые проверили с помощью математической модели и пришли к выводу, что она помогает увеличить пропускную способность на дорогах вдвое.

Есть большое «но»

Казалось бы, есть решение — надо действовать. Но дело в том, что на практике все куда сложнее. Человек в этом смысле не так дисциплинирован как животное. В теории он знает, что нужно держать дистанцию по правилам ПДД, а делает так, как основная масса водителей — дышит в бампер другому автомобилю. И эта проблема, по мнению Бертольда Хорна, трудно искоренима. Возможно, когда на дороги заступит беспилотный транспорт, метод двустороннего контроля будет воплощен. Но пока все это — отдаленные перспективы, а ездить без пробок хотелось бы здесь и сейчас. Некоторые, кстати, могут пользоваться режимом круиз-контроля, который есть на современных машинах — он позволяет автоматически придерживаться нужного расстояния от другого автомобиля. Хотя чаще всего этой опцией водители пользуются на дальних расстояниях и свободных трассах.

Пока же автомобилисты пытаются обмануть самих себя.  По итогам треть из них, по данным ресурса Drom.ru, проводят в пробках более семи суток в год. Причем, создавая заторы, они не только тратят больше времени на дорогу, но и дополнительные деньги на топливо, а также увеличивают выбросы CO 2 в атмосферу. Спрашивается, кому от этого лучше?

Ранее 5-tv.ru рассказывал, что в России планируют отменить штрафы для водителей за ряд мелких нарушений ПДД. 



Последние новости

7:45
7:33
7:21
7:06
6:51
6:24

Сейчас читают


Новости СМИ2


Новости партнеров