Украла роль у Гурченко и сместила Любовь Орлову: 11 лет со смерти Ии Саввиной

|
Эльвира Михеева
Эльвира Михеева
3 798 0

Прошло 11 лет со смерти Саввиной: за что любили и ненавидели актрису

Украла роль у Гурченко и сместила Любовь Орлову: 11 лет со смерти Ии Саввиной

Фото: © РИА Новости / Антон Денисов

Перейти в ДзенСледите за нашими новостями
в удобном формате

Почему советской артистке так везло с ролями в кино и театре? Действительно ли за ангельским личиком скрывался хороший человек или внешность обманчива?

Актриса с тонким тихим голосом, хрупкой внешностью и ангельскими глазками Ия Саввина за свою актерскую жизнь показала все грани своего мастерства. Она умело перевоплощалась как в отрицательных и положительных героинь, так и в противоречивых персонажей. Ее талант высоко ценили и сама Любовь Орлова, которую она позже заменит в одном из спектаклей Театра им. Моссовета, и Фаина Раневская, и Алексей Баталов. Кто бы мог подумать, что студентка журфака МГУ, которая посвящала очерки актерам-кумирам, сама скоро выйдет с ними на сцену. И чуть ли не сразу к ней начнут поступать предложения, которых некоторые из знаменитых артистов не дождутся за всю свою жизнь. И завидовать ей будет даже великая Людмила Гурченко.

Гурченко и не снилось

Именно ей Ия Саввина однажды не то чтобы перешла дорогу, но, можно сказать, заняла ее место в картине «Дама с собачкой». Людмила Марковна сама могла подвинуть кого угодно и в силу таланта, конечно же, и в силу далеко не мягкого характера. Но тут она ничего не могла поделать. Девушку на студенческой сцене МГУ однажды увидел Алексей Баталов. Ему на тот момент уже предложили роль Гурова в «Даме с собачкой», а вот партнершу подобрать никак не могли. Увидев Ию на студенческой сцене, он предложил ей прийти на пробы кинофильма. И не ошибся.

Режиссер Иосиф Хейфиц с первого взгляда разглядел в претендентке на роль Анну Сергеевну: тихая речь, изящный стан, кроткий и пронзительный взгляд… Более того, и Баталов, и Хейфиц нашли поразительное сходство между Ией и девушкой из иллюстраций Кукрыниксов к чеховскому рассказу.

Правда, от такого назначения конкуренток юной актрисы чуть ли удар не хватил.

«Лично меня искренне огорчило, что такую неприметную девушку берут на «даму», — призналась потом Гурченко.

Саввина тоже насчет себя не обольщалась, понимая, что кроме большой чести, на нее свалилась огромная ответственность. Тут и именитым коллегам не всем под силу справиться с такой ношей. Но Ие удалось — упорство и талант сделали свое дело. Фильм не просто был встречен публикой на «ура», но и удостоен специальной награды на Каннском кинофестивале. Кроме того, Ия получила награду за лучшую женскую роль.

Орлова спасла жизнь

Позже актриса успешно справлялась и с другими работами, как в кино, так и в театре. То, что девушка действительно талантлива не могла не признать Любовь Орлова. А произошло это в 1960 году. Ию Саввину тогда пригласили в Театр Моссовета, причем сразу доверили главную роль в спектакле «Нора» по пьесе Генрика Ибсена. До этого в течение нескольких лет Нору играла сама Любовь Орлова. Девушка понимала, что у нее просто нет права на провал.

«Заботами театра первый спектакль был обставлен как событие. Тут были и специальные афиши с крупно набранной шапкой: „Дебют артистки Ии Саввиной“ (увидев, я чуть не умерла от страха)», — рассказывала актриса.

Но Ия снова не ударила в грязь лицом. После спектакля она получила огромную корзину цветов с запиской: «Нора желает Норе успеха, бодрости духа, спокойствия. Тогда все будет хорошо. Обнимаю. Любовь Орлова».

Актриса, кстати, и позже поддерживала Саввину. Однажды она, можно сказать, спасла ей жизнь.

«Любовь Петровна Орлова при вселенской славе вселенской скромности человек. Она спасла мне горло. Сначала был узелок, потом образовалась папиллома. Когда она услышала, как я разговариваю, тут же позвонила, поехала сама к министру здравоохранения и устроила меня к лучшему специалисту не только в Москве, но вообще у нас, а может быть, и за рубежом», — рассказывала Саввина.

Вспоминая свою знаменитую коллегу, она также отмечала, что та научила ее внимательно относиться к людям, помогать тем, кто в этом нуждается.

«Это тоже имеет отношение к искусству. Мое глубочайшее убеждение, что злой человек не может быть хорошим артистом», — признавалась Саввина.

«Свинья» для Ахмадулиной

Была в жизни актрисы еще одна известная, необычная и дорогая ей роль. В 1969 году ей поступило предложение озвучить Пятачка в серии мультфильмов о Винни-Пухе. Саввина очень обрадовалась, ведь ее сын обожал книги Бориса Заходера, и она тоже знала историю про Винни-Пуха наизусть.

«Это стопроцентное попадание», — прокомментировал режиссер мультипликации Федор Хитрук, услышав впервые голос артистки.

Но эта история еще интересна и тем, что Пятачок весь мультфильм разговаривал в той же манере, что и поэтесса Белла Ахмадулина. Дело в том, что актрисе нравились ее интонации. И она решила наделить ими своего героя. Ахмадулину это нисколько не задело и не оскорбило, напротив — ей понравилось. После выхода мультфильма на экраны она позвонила Саввиной и сказала: «Спасибо, что подложили мне не свинью, а прелестного поросенка».

Ранее 5-tv. рассказывал как Людмила Гурченко загубила карьеру молодой актрисе Ольге Бган.



Последние новости

7:57
7:37
7:21
7:07
6:48
6:29

Сейчас читают


Новости СМИ2


Новости партнеров