Фильм о Маннергейме снимут российские и финские кинематографисты

Финские кинематографисты решили снять фильм про маршала Маннергейма. Хотят показать зрителю реальный образ военачальника, который в 1944 году даже стал президентом Независимой Финляндии.

Перейти в ДзенСледите за нашими новостями
в удобном формате

До сих пор образ  Маннергейма в литературе и кино получался, мягко говоря, однобоким. Кто-то представлял его доблестным русским офицером, кто-то ставленником Гитлера. Наш корреспондент Максим Уразаев изучил биографию одиозного маршала и понял, что даже некоторые финны считают его предателем интересов страны. 

Один из последних экранных Маннергеймов финнам, мягко говоря, не понравился.  Увидеть маршала Финляндии чернокожим  зрители явно не ожидали. На жесткую критику образа национального героя режиссер Эркко Люютинен отвечал, что стремился передать не внешность, а факты биографии маршала. И при этом сэкономить… Весь фильм снимал  в Кении силами местных актеров-афроамериканцев.

В новой экранизации обещают представить правильного Густава Маннергейма.  Белого цветом кожи и идейно. И в исторических декорациях. Документально-игровое кино финны собираются снимать вместе с «Ленфильмом» в Петербурге и в Хельсинки. Собственно, об этом переходе из столицы в столицу и фильм – о внезапном превращении российского маршала в финского. Тема деликатная для обеих наций.

Владимир Светозаров, художник-постановщик киностудии «Ленфильм» : «Я с финнами, выходя из этой темы, выкручивался деликатно. Я знаю, что это сложный человек. Офицер российской армии, затем оказался офицером финской армии, воевал на стороне фашистов».

Как и что делал этнический швед из Финляндии в Российской империи, помнит Петербург, вернее тогда Петроград. Вот, Николаевское кавалеристское училище. Здесь Карл Густав Маннергейм спешно выучил русский, стал кавалергардом. К 1917 году  дослужился до генерал-лейтенанта, приближенного императора Николая Второго. Герой Русско-японской и Первой мировой войн, Георгиевский кавалер, одним словом герой Российской Империи. Но ленинградцы помнят другого, послереволюционного Маннергейма, причем не из учебников истории.

Ирина Скрипачёва, житель блокадного Ленинграда: «В финскую войну погиб мой отец, Скрипачев Борис. Так как у меня отец погиб, у меня сугубо отрицательное о нем мнение, но это у меня лично».

Маннергейм революцию категорически не принял. После октября 1917 года он уже не Густав, а Кустаа – на финский манер. Герой совсем другой страны, независимой Финляндии.  Всего каких-то несколько месяцев спустя в стремлении угодить местным националистам Маннергейм как минимум не мешает расстреливать русских в Выборге.

Баир Иринчеев,  директор Военного музея Карельского перешейка: «Белая армия Финляндии входит в Выборг, и начинаются убийства русского населения. Это было проявление расовой ненависти, убивали по национальному признаку».

Аннинские укрепления в Выборге и отлично сохранившиеся доты линии Маннергейма могли бы стать живыми декорациями к фильму. Но не станут. Финские кинематографисты сознательно намерены обойти острые углы, ограничатся несколькими  месяцами жизни маршала в 1917 году.

Кирси Тиккилайнен, глава Международного отдела финского Кинофонда: «Это кусочек его жизни в 1917 году. Уже прошла Октябрьская революция. Он понял, что нужно поехать домой, в Финляндию, естественно. И об этой поездке в нескольких днях в феврале-марте идет речь».

Драматичными были не только последние дни жизни Маннергейма в России, но и любые попытки увековечить его память в Петербурге. Недавно это почти удалось сделать. Естественно, в первую очередь как российскому маршалу даже успели установить на здании бывшей Академии Генштаба, но так и не открыли. От мемориальной доски остались лишь следы крепления на фасаде – многие петербуржцы против увековечивания памяти союзника Гитлера в городе, пережившем блокаду.

Кирилл Назаренко, доктор исторических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета: «Не нужно забывать, что появление блокадного кольца с севера было организовано финнами. И тот же Маннергейм, якобы спасший Ленинград, несет ответственность за гибель людей от голода».

Впрочем, и для финнов Маннергейм – фигура неоднозначная. Хотя бы потому, что слишком русский. Финским президент Финляндии не владел вовсе. Тем не менее, историческая картина будет о национальном герое и неизбежно выйдет в прокат в  2017 году. К 100-летию независимости Финляндии.



Последние новости

19:05
18:52
18:47
18:33
18:29
18:12

Сейчас читают


Новости СМИ2


Новости партнеров