1 августа — День железнодорожника

Больше миллиона россиян, чья жизнь связана с железной дорогой, 1 августа отмечают свой профессиональный праздник. Впервые День железнодорожника отметили в 1896-м.

1 августа — День железнодорожника

Фото: www.globallookpress.com

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

День железнодорожника впервые был объявлен в 1896 году приказом министра путей сообщения Российской империи. И был приурочен ко дню рождения Николая I. С его именем связано становление и развитие российских рельсовых дорог. Императора по праву называют «основателем железнодорожного дела в России». При нем началось строительство первых путей в стране. Что неудивительно. Самая большая страна в мире занимала более 22 миллионов квадратных километров от границ западной Европы до берегов Тихого океана. Суровый климат, огромное пространство и повсеместное бездорожье, — такой была Россия. Появление железных дорог в XIX веке не только изменило облик страны, но и всей планеты.

Большинство крупных рек России текут на север или юг, тогда как железные дороги позволили перевозить товары и других направлениях. В 1834-м, спустя 9 лет после открытия первой железной в Лондоне, в Нижнем Тагиле Ефим Черепанов с сыном Мироном построили первый паровоз и первую железную дорогу. Через три года австрийский инженер Франц Антон Герстнер добился согласия Николая I на строительство государственной железной дороги.

Wiki-org.ru

Первое железнодорожное путешествие состоялось из Петербурга в Красное село. 30 октября 1837 года 300 знатных пассажиров были доставлены в восьми вагонах в императорскую резиденцию. Вел состав сам Герстнер. Поезд прошел 26 километров меньше чем за полчаса — неслыханная скорость по тем временам.

Россия стала первой страной в мире, где железнодорожное строительство субсидировалось правительством. Одноколейка Герстнера была лишь игрушкой для знати, но именно с нее началось строительство одной из самых мощных железнодорожных сетей в мире.

Wiki-org.ru

Локомотивы в царской России называли сухопутными пароходами, и выписывали из Европы. Это были штучные изделия с собственными именами. Вместо билетов у пассажиров были латунные жетоны многократного использования. Вокзальные помещения поражали своим великолепием. Так вокзал в Павловске был концертным залом, где собиралась знать и выступали знаменитости от Штрауса до Шаляпина.

Первая полноценная железная дорога соединила Москву и Петербург. Ее назвали Николаевской, а строилась она в стратегических целях. Дорога в 650 километров была уникальным инженерным сооружением. Чтобы «выровнять» ландшафт было возведено 252 искусственных сооружений. Из них 184 — мосты.

Rzda.ru

Первые пассажирский и грузовой паровозы были строены в России специально для Николаевской дороги. Пилотный поезд преодолел расстояние из Петербурга в Москву за 21 час, 45 минут, а через год за 12 часов.

Новая профессия инженера путей сообщения быстро набрала популярность. К концу XIX века «чугунка» стала самым популярным видом транспорта.

Начиная с позапрошлого века, работники стальных магистралей собирались на товарищеский обед на Павловском вокзале в пригороде Петербурга. Традиция просуществовала до революции 17-го. Большевики ликвидировали праздник, ассоциировавшийся с императорской Россией. Два десятилетия о Дне железнодорожника не вспоминали, пока ЦИК СССР не постановил возродить праздник. В 36-м году вышло постановление, предписывающее отмечать День железнодорожника 30 июля. Позднее праздник перенесли на первое воскресенье августа.

РИА Новости / Анатолий Гаранин

К началу войны 85% груза перевозилось по железным дорогам. Они работали с критическими перегрузками, обеспечивая эвакуацию людей, предприятий, оборудования, а затем и снабжения продуктами. Во время Великой Отчественной войны железнодорожная техника, превращенная в бронепоезда, участвовала в боевых действиях. Железнодорожники сыграли свою роль в спасении Ленинграда, Сталинграда, Киева. Блокадный Ленинград был связан со страной не только ледовой Дорогой жизни, но и «коридором смерти» — железнодорожной веткой, находившейся под непрерывным обстрелом, где поезда могли прорваться только ночью.

В годы войны летчики Люфтваффе, выполняя операцию «Барбаросса», уничтожали железные пути и наши партизаны, чтобы помешать противнику, и фашисты, отступая с советских территорий. Были уничтожены тысячи километров путей. Служба на железнодорожных войсках была приравнена к военной службе. Четкая иерархия, форма…

РИА Новости / Мария Плотникова

Современная российская железнодорожная сеть — одна из крупнейших в мире. По протяженности путей она уступает лишь Америке и Китаю. Российские железные дороги осуществляют более 20% грузооборота и 10% пассажироперевозок всех железных дорог мира. Более миллиона россиян связали свою профессиональную деятельность с железными дорогами.


Последние новости

23:37
23:05
22:55
22:44
22:00
21:30

Сейчас читают