Новые правила проживания в отелях РФ должны повысить удобство для туристов и прозрачность тарифов для бизнеса.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
В России готовят изменения в правилах предоставления гостиничных услуг
Заселение в российские отели по водительским правам, загранпаспорту и биометрии может стать реальностью. Проект постановления правительства РФ о правилах предоставления гостиничных услуг сейчас проходит стадию обсуждения. В случае утверждения документ вступит в силу с 1 марта 2026 года. «Известия» разобрались, как изменения скажутся на туристах и отельном бизнесе, какие трудности могут появиться и почему рынок до сих пор спорит о невозвратных тарифах.
Что нового предлагается
Согласно обновленным нормам, российские граждане смогут заселяться в гостиницы не только по паспорту или документу военного, как это было раньше, но также по заграничному паспорту и водительскому удостоверению. В постановлении также прописано, что регистрация «может происходить при идентификации и (или) аутентификации с помощью единой биометрической системы».

Эти правила касаются и несовершеннолетних, если их данные и согласие одного из законных представителей (когда ребенок путешествует без родителей или опекунов) внесены в систему. Иностранные граждане также смогут заселяться в отели через единую биометрическую систему при наличии их данных. Отдельно уточняется: «предоставление услуг средств размещения допускается только при условии наличия у средства размещения действующей классификации средства размещения».
Нововведения касаются и тарифов. Теперь вводятся невозвратные варианты. Если бронирование возвратное и клиент сообщает об отмене до дня заезда, гостиница обязана вернуть всю сумму. Если отказ поступает позже — допускается удержание платы за одни сутки. При невозвратном тарифе отель вправе оставить всю сумму или часть внесенной оплаты. Исключения: болезнь или смерть клиента или его родственника, введение режима ЧС, мобилизация бронировавшего номер. В этих ситуациях средства возвращаются полностью, а документы, подтверждающие вынужденный отказ, можно подать в течение полугода после отмены.
Вопросов станет меньше
Игроки рынка в целом положительно воспринимают расширение списка документов. Для отельеров это создаст определенные организационные трудности, но упростит работу с клиентами. Первое время кассиру-операционисту будет сложнее из-за необходимости вводить разные типы документов и хранить их копии. Однако эти технические задачи решаемы, отметил исполнительный директор Независимого гостиничного альянса Андрей Михайлец.
«Если говорить о том, как это коснется фронт-офиса, то есть люди, которые работают на первой линии — им, наверное, станет проще. Дискуссии вокруг того, почему можно или нельзя заселяться по какому-либо документу, — обычное явление. Если перечень будет расширен, то количество случаев, когда нужно будет объяснять гостям, почему отель их не принимает, станет меньше», — объяснил эксперт.

Основатель и генеральный директор Atelika Hotel Group Алексей Высоканов отметил, что многие взрослые приезжают с детьми без необходимых бумаг, хотя гостиницы требуют оригинал свидетельства о рождении. Возможность заселения по расширенному перечню документов и с помощью биометрии снимет часть проблем.
Кроме того, по словам специалистов, нововведения помогут в случае задержек рейсов. Бывает, что авиакомпания готова предоставить гостиницу, но турист не может зарегистрироваться, имея при себе только загранпаспорт. Новые правила позволят решать подобные ситуации проще и сделают туристическую инфраструктуру устойчивее к непредвиденным обстоятельствам, отметила профессор кафедры экономической безопасности и управления рисками Финансового университета при правительстве РФ Надежда Капустина.
Наработки уже есть
Эксперты уверены, что внедрение изменений не потребует больших усилий.
«IT-специалистам и поставщикам гостиничного софта потребуется немного доработать функционал. Но, насколько я знаю, соответствующие дополнения уже давно готовы. Программное обеспечение начали адаптировать еще во время принятия закона, который позволил правительству вносить изменения в правила оказания гостиничных услуг», — отметил Андрей Михайлец.
Алексей Высоканов добавил, что обновление программного обеспечения не должно вызвать проблем.
«Безусловно, внедрение подобных технологических решений потребует от отельеров существенных инвестиций в модернизацию программного обеспечения и, возможно, переподготовку персонала. Тем не менее долгосрочные выгоды от упрощения процедур заселения и повышения клиентского сервиса должны компенсировать первоначальные затраты», — уверена Надежда Капустина.

Важно, что новые методы заселения — это дополнительный вариант, а не обязанность, подчеркнул директор Ассоциации туристических агрегаторов (АТАГ) Александр Брагин.
«И для туристов, и для бизнеса это позитивная история, дающая больше удобства и гибкости. Крупные сети, скорее всего, внедрят сервис быстрее, малым объектам может потребоваться больше времени. При этом важно, чтобы гостиницы заранее информировали путешественников, если цифровая регистрация у них пока недоступна», — сказал Брагин.
Невозвратные тарифы: плюсы и минусы
Невозвратные тарифы стали основной темой дискуссий. По словам адвоката юридического центра «Зайцев и партнеры» Даниила Зайцева, их появление — значимый юридический и коммерческий инструмент.
Сегодня, отмечают эксперты, гостиницы при отмене заселения могут удерживать оплату только за первые сутки. Но в загородных и курортных объектах отдых часто длится 10–14 дней, и если номер не сдастся повторно, он простаивает весь этот срок. Также новая система уменьшит число случаев, когда турист бронирует сразу несколько гостиниц «про запас».

Невозвратные тарифы будут востребованы у тех клиентов, кто уверен в своих планах. Международная практика показывает, что их доля составляет 35–40% от всех бронирований в зависимости от региона, приводит данные эксперт Финансового университета Дарья Кличева.
«В столичных городах, крупных деловых и финансовых центрах доля таких бронирований еще выше и достигает 55%. Наибольшей популярностью такие тарифы пользуются у деловых путешественников и тех, кто путешествует с культурно-познавательными целями», — пояснила она.
По словам Кличевой, наличие таких тарифов помогает отельерам прогнозировать загрузку номерного фонда и объем дохода, что укрепляет устойчивость бизнеса.
Тем не менее гостиницы признают и минусы. Потребителям обязательно нужно предлагать выбор и четко разъяснять условия. Но в регионах с ограниченным предложением невозвратных тарифов может стать больше, что ухудшит гибкость.

При этом эксперты напоминают, что невозвратные тарифы сами по себе не нарушают закон.
Подобная схема давно применяется в авиаперевозках и пользуется спросом, напомнил Александр Брагин.
«Туристам это дает больше выбора: можно оплатить проживание по более доступной цене в рамках невозвратного тарифа или предпочесть возвратный вариант, который стоит дороже, но дает больше гибкости. Для гостиниц такие тарифы — инструмент снижения рисков. Поэтому мы позитивно оцениваем закрепление прозрачных правил применения невозвратных тарифов», — сказал эксперт.

По словам путешественника Альберта Бодокии, появление невозвратных тарифов снижает минимальную цену номера, но возвратные варианты могут подорожать из-за риска отмены.
«Итоговая динамика будет зависеть от инфляции, коммунальных платежей и зарплат. Вероятен раскол на базовые недорогие невозвратные предложения и более дорогие гибкие тарифы», — отметил он.
При этом и сегодня, и ранее на сайтах отелей и агрегаторов часто встречалась пометка «стоимость не возвращается». То есть фактически невозвратные тарифы уже работают, если, конечно, клиент не захочет добиваться возврата денег через суд.
Читайте также
771 мм рт. ст.
93%